Именно на этот период пришелся настоящий Золотой век РПГ, подаривший нам десятки культовых проектов. Игры тех времен задали высочайшую планку проработки мира, раскрытия персонажей и взаимоотношений между ними, насыщенного геймплея, продуманной ролевой системы и захватывающего сюжета, преодолеть которую во второй половине 2010-х годов смогли лишь единицы.
Старые РПГ игры на ПК до сих пор популярны среди преданных фанатов и могут быть интересны даже юному поколению геймеров. Во многом это происходит благодаря тому, что в те времена концепция replayability что-то значила для разработчиков. Многие современные проекты можно пройти один раз, поставить галочку в списке и навсегда забыть, ведь даже выбор разных классов и прохождение по разным сюжетным веткам мало что меняет в геймплее. А вот игры вроде Fallout, Dragon Age, VtM: Bloodlines можно перепроходить десятки раз, каждый раз открывая для себя в них что-то новое и неожиданное.
The Elder Scrolls 1-4
На примере серии TES можно проследить историю взлета и падения всего жанра классических РПГ. Начав со сверхмасштабной и ультрахардкорной TES Arena, Bethesda с каждой новой частью сокращала масштабы игрового мира и сложность ролевой системы, дойдя в итоге до запуска ММОРПГ. Зато степени проработанности и связности игрового мира этой франшизы могут позавидовать многие ее конкуренты – например, некоторые книги кочуют из одной части в другую в почти неизменном виде.
Несмотря на то, что для харкдорных фанатов TES уже давно не тот, что был раньше, эта франшиза – одна из немногих в нашем списке лучших старых РПГ, свежие части которой продолжают пользоваться успехом и в наше время.
Fallout 1-3
Эти игры воплощают в себе все, за что мы любим старые RPG. Ведь в первых двух частях была и уникальная ролевая система S.P.E.C.I.A.L. с кучей полезных или просто забавных перков, и запоминающиеся живые персонажи, и уникальный для своего времени сеттинг (ведь в конце девяностых почти все РПГ считали своим долгом обязательно быть фэнтезийными) и, конечно же, великолепный юмор.
Третью часть в дни после ее выхода было принято ругать за отход от канонов, но по прошествии времени приходится признать, что даже перейдя от изометрического вида сверху к практически шутеру от первого/третьего лица, Bethesda удалось сохранить ту самую атмосферу первых «фоллов».
Diablo 1-2
Даже самые лучшие старые РПГ редко удостаиваются чести стать синонимичными с каким-либо поджанром. О степени культовости этой игры говорит тот факт, что в современном игрожуре почти не принято писать термин «Hack and Slash». Вместо этого говорят просто «клон Diablo» – и все прекрасно понимают, о чем идет речь.
И сколько бы очередных «убийц Диабло» ни выходило, место дилогии на постаменте лучшей Action/RPG в истории абсолютно незыблемо.
Dragon Age: Origins
Если большинство игр из нашего списка старых РПГ относятся по дате выпуска все-таки к Золотому веку, то выход Dragon Age: Origins можно смело называть началом Серебряного века этого жанра. Чуть ли не впервые в одной игре удалось совместить сюжет, персонажей и геймплей, достойные лучших игр поздних девяностых, с вполне современной по меркам 2009 года графикой. А разнообразие при игре за персонажей из разных ориджинов можно сравнить разве что с Fallout.
Planescape: Torment
Даже среди классических РПГ не так много игр, которые можно пройти вообще без убийств. Planescape: Torment – как раз одна из таких игр, которая сочетает огромное количество вариантов прохождения с философским сюжетом и крайне мрачной атмосферой. Что тут говорить, если основной целью проклятого бессмертием протагониста становится смерть, окончательная и бесповоротная.
Дилогия Star Wars: Knights Of The Old Republic
Существует стереотип, что игры по фильмам обычно выходят лишь чуточку лучше, чем фильмы по играм. KotOR берет этот стереотип, поднимает в воздух Удушением и рубит световым мечом на мелкие кусочки. И пусть из-за типичных для разработчиков РПГ проблем с финансированием во вторую часть не вошло и половины всего, что в ней изначально планировалось – и сейчас именно KotOR и Mass Effect считаются бесспорно лучшими РПГ в сеттинге космической оперы.
Neverwinter nights 1-2
Как ни странно, до 1998 года приличных РПГ по мультивселенной Dungeons and Dragons, которая и подарила миру саму концепцию ролевых игр, почти не выходило. Baldur’s Gate стала первой успешной игрой в сеттинге Frogotten Realms, и вышедшая через 4 года после нее Neverwinter достойно продолжает традиции, заложенные BG.
В NWN и ее сиквеле вы найдете не только зрелищное рубилово по правилам настольных РПГ, но и глубоко проработанных персонажей со сложными взаимоотношениями между собой.
Deus Ex, Deus Ex: Invisible War
Уникальный для своего времени гибрид шутера и RPG с мрачным киберпанковым сеттингом и лихо закрученным сюжетом, в котором нельзя верить вообще никому. Несмотря на абсолютную линейность прохождения, каждую из миссий здесь можно выполнить несколькими разными способами в зависимости от того, в какую сторону игрок направил развитие своего персонажа.
Важное отличие Deus Ex от большинства РПГ ранних 2000-х – опыт тут дают не за убийство мобов, а за выполнение квестов. Это позволяет полностью избежать гринда и сосредоточиться на следовании сюжетной нити.
Fable — The Lost Chapters
С точки зрения сюжета этот мини-шедевр от знаменитого геймдизайнера Питера Молинье представляет собой набор штампов – «враги сожгли родную деревню», «из грязи в князи», «учитель-предатель», «избранный» и так далее.
Но гений отличается от обычного человека именно умением создать что-то новое из старых элементов. И именно это сделал Молинье в своем творении, умудрившись собрать из кучи клише уникальную историю. К тому же чуть ли не впервые в истории компьютерных игр почти все действия героя отражались на его внешнем виде. У плохишей здесь растут рога, добряки получают светящийся нимб, у магов начинают искриться руки, воины щеголяют мышцами а-ля Терминатор, а любители пировать быстро обзаводятся круглым пузиком.
The Witcher
Выход Ведьмака окончательно оформил перелом трендов сюжета классических РПГ. Если до 2007 года привычные истории про борьбу Добра со Злом еще не считались моветоном, то после этого даже в самых мейнстримовых проектах стали появляться персонажи с сомнительной мотивацией и неопределимым элайнментом.
The Witcher не просто добросовестно передает атмосферу темного фэнтези, созданного Анджеем Сапковским – он заставляет игроков чувствовать себя причастными к судьбе этого жестокого мира, в котором ни один выбор не может быть правильным.
Уже в первой главе нам приходится решать, позволить толпе сжечь невиновную ведьму (как бы странно это ни звучало) – или зарубить толпу пусть заблуждающихся, но все-таки людей для спасения одной-единственной красотки. Даже если оба ведьмачьих меча действительно придуманы для убийства монстров, некоторые люди здесь оказываются гораздо страшнее. Поэтому сталь будет обнажаться чаще, чем серебро.
Dungeon Siege 1-2
Для своего времени DS была достаточно революционным проектом. Чуть ли не впервые в РПГ здесь была применена концепция бесшовного мира, когда вместо путешествий по отдельным локациям персонажи перемещаются по единой карте без раздражающих загрузок. Кроме этого, Gas Powered Games удалось скрестить простой Diablo-образный геймплей с уникальной системой прокачки а-ля The Elder Scrolls, когда навыки качаются не за очки опыта, а по мере их использования.
Еще одна интересная находка, которую в 2019 году не встретишь практически нигде – целебные и магические зелья тут расходуются не полностью, а ровно настолько, сколько нужно для полного восстановления ХП и МП.
Несмотря на такое количество инноваций и заметный успех после выхода, к 2019 году DS подзабыта не только геймерами, но и многими критиками.
Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura
Многие разработчики этой игры до работы над ней трудились над таким признанным шедевром классических РПГ, как Fallout. Неудивительно, что в Arcanum используется слегка доработанная ролевка S.P.E.C.I.A.L, а большинство квестов можно пройти сразу несколькими разными способами.
При этом, так как сеттинг поменялся с постапокалиптического на стимпанковый, количество доступных вариантов выхода из разных ситуаций только возросло. Например, для местных некромантов не составит труда вытащить информацию из особо упрямого непися путем его жестокого убийства и последующего вызова духа на душевный разговор.
Уникальная находка игры – шкала приверженности магии или технологиям. Работает это примерно так – у чистых магов в руках всякие техно-штуковины обычно разваливаются или взрываются, а опытные инженеры волшебными артефактами могут максимум забить пару гвоздей.
Gothic 1-2
Мы недаром включили в наш список лучших классических РПГ только первые две части немецкой серии Action/RPG. Дело в том, что третьей Готике место скорее в списке «лучших багов в истории» или же «игр-разочарований».
Несмотря на заслуженную критику Готики 3, нормально поиграть в которую можно только если скачать коммьюнити-патч, первые две части франшизы однозначно достойны места в нашем топе. В конце концов, даже в девяностые выходили не так много игр, в которых знакомство с игровым миром и будущими сопартийцами начиналось с мощного удара в челюсть. Первые две Готики сочетали захватывающий сюжет, непередаваемую атмосферу, приличную боевку (а не тупое закликивание противников) и множество разбросанных по игровому миру секретов.
А главной составляющей той самой атмосферы была полная заскриптованность фоновых действий каждого из сотен НПС, населявших игровой мир. Каждый из них утром завтракал, шел на работу, вечером развлекался, а ночью ложился спать. Это создавало ощущение живого мира, частью которого был наш Безымянный протагонист.
Vampire: The Masquerade – Bloodlines
VtM мог бы быть каноничным примером того, как жадность издателей и амбиции разработчиков сгубили потенциально шедевральную игру. В принципе, в первые годы после релиза именно так к этой игре большинство геймеров и относилось – она провалилась в продажах, а выпустившая ее Troika Games разорилась.
Как и положено настоящим шедеврам, признание к Bloodlines пришло несколько лет (и патчей) спустя. Когда большинство багов все-таки удалось побороть, и критики, и простые геймеры наконец-то оценили множество ветвлений сюжета, потрясающе детальную реализацию ролевой системы настолки, колоритных персонажей (чего только сестрички Воэрман или интеллектуал Беккет стоят) и, конечно же, уникальный геймплей за каждый из семи доступных в игре кланов вампиров.
Одни и те же задачи каждый клан мог решить по-своему – аристократы Вентру промывали людям и вампирам мозги, уродливые Носферату прятались в тенях, безумные Малкавианы разговаривали с дорожными знаками и спойлерили концовку в самом начале игры, колдуны Тремер колдовали колдунство, ну а брутальные Бруджа просто били морды.
Titan Quest
Не так много «клонов Диабло» удостаивается появлению поджанра собственных клонов, и Titan Quest – это именно тот случай. Секрет успеха прост – берем проверенную годами механику, разбавляем ее парой новинок и помещаем все происходящее в незаезженный сеттинг, в качестве которого разработчики выбрали легенды древнего мира.
Risen
Провалив работу над Gothic 3, ребята из Piranha Bytes сменили издателя и смогли все-таки выпустить именно то, чего от них все ждали. Несмотря на то, что события Risen разворачиваются совсем в другом игровом мире, и с точки зрения геймплея, и с точки зрения ролевой системы, и по характерам персонажей Risen гораздо ближе к первым двум Готикам, чем Gothic 3. Собственно, даже первый акт здесь, как и в Г2, проходит в метаниях между монастырем, лагерем наемников и прибрежным городом.
Mount & Blade
Несмотря на обилие мечей и лошадей в представленных в нашем списке играх, в большинстве из них кроме этого можно найти еще и всяческих магов, големов, нежить и прочие атрибуты фэнтези-жанра. Фактически, Mount & Blade – чуть ли не единственная классическая именно средневековая РПГ, которая пытается реалистично передать особенности сражений той эпохи.
А еще это одна из первых RPG, где смогли сделать нормальную боевку для всадников.
Sacred 1-2
Если первая часть Sacred была почти дословной копией Диабло с осовремененной графикой, расширенным игровым миром и парой уникальных классов типа Серафимы, то Sacred II принес в мир Hack and Slash нечто принципиально новое.
Если раньше почти всегда мы были добряком, призванным сокрушить очередного Князя Тьмы (и потом опционально стать злым и занять его место), то сиквел Sacred порадовал возможностью играть за силы Тьмы чуть ли не с первых минут. Впрочем, пройти его за очередного Спасителя мира тоже ничто не мешает.