Жанры компьютерных игр

Жанры компьютерных игр

Игроки по всему миру любят проекты в разных жанрах: от незамысловатых пазлов до глобальных стратегий. Но как определить какой вид интерактивных развлечений больше понравится вам? Попробуем разобраться в статье и сделать подборку знаковых игр по жанровым принадлежностям.

Довольно сложно пытаться выделить жанры компьютерных игр, так как постоянно происходит пересечение и смешение разных механик, а индустрия все еще достаточно молода. Есть несколько признанных классификаций, но самая свежая и полная из них была сформулирована в 2014 году.

С этих пор зародились новые поджанры игр, а некоторые гибриды прочно осели среди устоявшихся классов. Разберем основные типы и попытаемся придать форму всему многообразию компьютерных развлечений.

Экшены

В категорию экшены попадают все проекты, которые так или иначе в первую очередь направлены на действие, а результата персонаж достигает именно приложением физической активности в рамках игры.

Shoot’em up

Cuphead

Из названия сразу становится понятно, чего от нас хотят. Задача проста – перестрелять всех. «Беги и стреляй» тоже входит в данный тип стрелялок. Самыми яркими представителями являются: Contra, серия Metal Slug и современный Cuphead.

Объединил в себе этот класс и scroll shooter, где главный герой находится в постоянном движении в одном из направлений и может лишь уклоняться от летящих в него снарядов и атаковать волны противников и боссов. (Furi)

Сюда же смело можно вносить рельсовые шутеры, что раньше выделялись в отдельную категорию. Представителей осталось мало, да и те в основном переиздания старых проектов. Характеризуются они только лишь перемещением перекрестия прицела по экрану для стрельбы по вражинам. Ходить самостоятельно игрок не может. (серия The House of The Dead)

Аренные шутеры

Unreal Tournament

Данные игры появились еще во времена Quake 3 и Unreal Tournament. Это соревнования между игроками на аренах в нескольких дисциплинах, обычно связанных с доминированием над противником командами или сразу против всех геймеров на карте. Жанр все еще существует и развивается в смешении новых концепций и идей. Rocket Arena – яркий тому пример.

Платформеры

Rayman

Основой геймплея данного класса являются прыжки по платформам, от чего и пошло название. Обычно это красочные и яркие проекты, а на ум сразу приходят серии Mario, Sonic the Hedgehog, Rayman. Бегай по уровням от начальной точки к конечной, собирай бонусы, да побеждай врагов. Данные серии перешли в 3D, но оставили основные механики и концепции, которые стали подспорьем и для последователей.

Beat ’em up

Teenage Mutant Ninja Turtles

Разновидность экшена, где нам придется избивать врагов на уровнях, используя для этого собственные кулаки и ноги или подбирая разбросанные предметы. Такие серии как Streets Of Rage, Teenage Mutant Ninja Turtles время от времени появляются на наших экранах, хотя жанр претерпел много изменений и стал использоваться как одна из механик в более продвинутых играх.

Fighting

Tekken

Файтингам повезло гораздо больше. Регулярно выходят новые части именитых серий типа Tekken, Mortal Kombat, Injustice, Guilty Gear и прочих.

Перед нами обычно широкий ростер персонажей с уникальной внешностью и приемами, которые избивают друг друга на импровизированных аренах или рингах. Чаще всего в повествование вмешивается элемент фантастики, но есть и вполне спортивные направления данного жанра, выполненные по существующим единоборствам.

Шутер от первого лица

DOOM

С данным видом пострелушек все предельно ясно. Мы видим все от лица протагониста, а в кадре обычно только разнообразнейшие пушки, которыми мы истребляем все что настроено к нам враждебно. Сеттинг не важен. Это может быть и Вторая мировая (Call of Duty, Medal of Honor), так и фантастические поля битв с демонами или пришельцами (DOOM, Wolfenstein, Quake).

Постепенно границы устоявшихся канонов пошатнулись и потому большинство шутеров от первого лица сейчас имеет более чем вменяемый сюжет, а иногда полностью завязан на действиях в открытом мире (Far Cry, Half-Life, Prey).

Сложно встретить представителей старой школы: появляются они обычно в инди сегменте, как дань уважения классике (Dusk, Amid Evil, Ion Fury).

Экшен от третьего лица

Max Payne 3

Сюда можно отнести не только те шутеры, которым камеру переместили за спину главного героя и этим и ограничились. Чаще всего, в таких проектах нам показывают персонажа не просто так. С нами делятся историей, в которую проще вжиться, если будем наблюдать за действиями протагониста, его страданиями и трудом. Такие чары обычно очень яркие, характерные и выделяются на фоне противников.

Серия Max Payne – прекрасный пример таких экшенов, которые смешали постоянное действие с фишками механики и глубоким повествованием. Некоторые из представителей использовали концепцию тактических перестрелок из укрытия, что стало нормой жанра (Kill Switch, Gears of War, Kane & Lynch).

Если дать герою волю крошить монстров не только стрелковым оружием, но и мечами, посохами, косами и другим холодным вооружением, выполняя при этом комбинации и показывая чудеса акробатики, то можно отнести этот проект к поджанру Слэшеров (DMC, Enclave, God of War).

Ритм игры

Just Dance

Основной механикой ритм игр является попадание действий игрока под ритмический строй композиции на фоне. Сама по себе эта особенность геймплея используется редко и сочетается с другими жанровыми видами. Есть и шутеры, где выстрелы совпадают с партией ударных (BPM: Bullets Per Minute). Есть аркады, где движение сопоставляется с потоком музыки (Crypt of the NecroDancer, Audiosurf) Встречаются проекты с симуляцией танцев и музыкальных инструментов (Guitar Hero, Drums Rock, Just Dance).

Симуляторы

В данную ветку можно выделить все проекты, что хоть как-то затрагивают управление человека различными средствами передвижения, а также повторение некоторых аспектов жизни, которые можно воспроизвести в компьютерном пространстве.

Авиасимуляторы

Microsoft Flight Simulator

Здесь можно найти разной сложности игры, связанные с полетами на самолетах, вертолетах, парапланах и другой воздушной технике. Обычно все достаточно натурально и с необходимостью разбираться в приборах и основах пилотирования (Microsoft Flight Simulator), но встречаются и более аркадные версии (Ace Combat).

Автосимуляторы

Автосимуляторы

Автосимуляторы полностью посвящены езде на различных автомобилях, мотоциклах, грузовиках и всем прочем, что имеет колеса. На выбор есть серьезные соревнования, требующие хорошего контроллера и опыта вождения (Assetto Corsa, iRacing, F1), и зрелищные уличные гонки (NFS), и размеренные медитативные перевозки грузов (Euro Truck Simulator).

Космосимуляторы

Elite

Основы данного жанра заложила еще Elite, которая отправила геймеров бороздить космические пространства, торговать с населенными станциями и планетами, воевать с космическими пиратами и строить свою империю. Перед нами появились десятки последователей: Freelancer, серия X, Star Citizen и многие другие, что расширяют возможности, но верны первоисточнику.

Симуляторы жизни

The Sims,

К симуляторам жизни можно отнести не только знакомую многим The Sims, которая позволяет взять под контроль жизни компьютерных человечков, по запросам и характерам похожих на нас с вами. Есть и более всеобъемлющие игры вроде Spore, где мы развиваемся с одноклеточного организма, до космической расы. Есть специфические симуляторы животных и насекомых, дающие вжиться в существ других видов и больше узнать о них (Shelter).

Симуляторы строительства

House Flipper

Отчасти серия the Sims тоже является симулятором строительства, но лишь на меньшую половину. Настоящие же представители жанра полностью показывают процесс от возведения жилища, до его отделки (House Flipper, Construction Simulator). Почувствовать себя архитектором и строителем хотят многие игроки, как оказалось.

Спортивные симуляторы

Fifa

К спортивным симуляторам можно отнести все компьютерные игры, так или иначе основанные на реально существующих видах соревнований. Это и футбол (Fifa, PES), и хоккей (NHL), и баскетбол (NBA2k), и боевые единоборства и бокс (Real Boxing, Fight Night Round, Ultimate MMA, UFC).

Главное – следование правилам дисциплины и достоверные составы или стили.

Приключения

К приключениям можно отнести все компьютерные произведения, что рассказывают историю, в которой игрок принимает непосредственное участие, получая частички повествования, разгадывая последовательности и выискивая улики. У нас принято называть данные проекты «квестами». Жанр со временем сильно перемешался с головоломками, порождая новые поджанры.

Текстовые квесты

Swordbreaker The Game Gamin

Из названия все сразу становится понятно. Перед нами интерактивные книги, где основную информацию мы получаем из текста. Взаимодействуем с игрой тоже посредствам текстовых фраз. Жанр получил сильную модификацию с приходом графических дополнений и превратился в визуальные новеллы.

Визуальные новеллы

Бесконечное лето

В таком виде до нас и дошли текстовые квесты. Теперь это интерактивные книги с картинками, где порой более чем наглядно демонстрируются персонажи, их действия, мимика и взаимоотношения с игроком. Жанр очень любим в Японии, но популярностью своей захватил уже умы разработчиков во многих странах (Бесконечное лето, Doki Doki Literature Club, Ever 17).

Point-and-click

Machinarium

Самый, пожалуй, привычный для нас вид приключений. Здесь мы будем кликать мышкой по экрану в поисках интерактивных областей, к которым можно применить разные действия. Собираем предметы, комбинируем их и решаем несложные головоломки, получая новые подробности сюжета и открывая новые локации (Machinarium, Thimbleweed Park, Grim Fandango).

FMV-игры

Dragon's Lair

Данный жанр родился в момент, когда графика еще не была представлена на должном уровне и на компьютерах и консолях сложно было вообразить проекты с фотореалистичными текстурами и моделями уровня кинофильмов. Разработчики вышли из положения, записав целые фильмы или мультипликацию, разделив их на фрагменты. Игрок мог смотреть ролики, лишь изредка выбирая действие персонажа (Dragon’s Lair). Порой это были смешения с point-and-click (Phantasmagoria).

Со временем и этот подвид развлечений остался только в сердцах и памяти ностальгирующих фанатов и уступил место более развитому направлению.

Интерактивное кино

Интерактивное кино

Технологии шагнули далеко вперед и появился жанр, который знаком многим. Он использует живую игру актеров, но оцифрованную при помощи захвата движения тел и лиц. Первой попыткой можно было бы назвать Omikron: The Nomad Soul, который попытался сформулировать основы будущего направления, но был слишком претенциозен и намешал избыточное количество компонентов в один проект.

Следующие попытки (Fahrenheit, Heavy Rain, Beyond: Two Souls) окончательно оформили кор-геймплей, лишь изредка разбавляя его новыми механиками. Перед нами всегда очень крепкое повествовательное произведение, с интригующим сюжетом, крутыми поворотами и прекрасной игрой виртуальных актеров.

В последних проектах добавилось больше нелинейности и можно получить различные варианты концовки и пройти игры несколько раз, чтобы увидеть все возможные ветки (Detroit: Become Human, Until Dawn, The Quarry).

Головоломки

Данный вид времяпрепровождения за игровым устройством был в первую очередь основан на существующих в реальной жизни механиках загадок и головоломок или синтезировал новые логические задачки. Со временем границы жанра сильно размылись из-за невозможности его отдельного существования от более комплексных типов. Головоломки стали частью приключений, квестов, аркад и даже экшенов.

Escape the Room

Escape Simulator

Побег из комнаты – это просто набор головоломок разной степени сложности, где нужно использовать свою логику, чтобы покинуть помещение (Escape Simulator). Подобный командный досуг можно испытать и в реальной жизни, благо, подобных квестовых комнат стало предостаточно.

Логические игры

Tetris

К логическим играм можно причислить все проекты, требующие от игрока решить головоломки с простыми механиками. Самой знаменитой такой серией можно считать Tetris, получивший множество реинкарнаций. В схожие попадают и шахматные головоломки (Chess Dungeons) и 3 в ряд (Beasties — Monster Trainer, Сокровища Монтесумы).

Викторины

Викторины

Представляли собой наборы вопросов по специфическим областям знаний с вариантами ответов, как знаменитые Сто к одному, Кто хочет стать миллионером. Сейчас все больше являются комичными наборами миниигр с шуточными вопросами, требующими остроумных ответов (The Jackbox Party).

Стратегии

В проектах данного жанра так или иначе задействовано управление отрядами армий, собственной империей, странами или целыми галактиками.

Стратегии в реальном времени

Age of Empires

В RTS игровой процесс не прерывается на долгие раздумья о судьбах родины. Вы быстро должны обустроиться на местности, занять ближайшие точки для добычи ресурсов, строить укрепления и здания, нанимая армию, чтобы быть готовым нападать на противников или обороняться, если не будете достаточно расторопными.

Жанр очень популярен, как в одиночных сессиях, так и в онлайн сражениях. Мало кто не знает названия: Warcraft, Starcraft, Dune, Age of Empires, Command & Conquer, которые до сих пор популярны и любимы поколениями геймеров.

Пошаговые стратегии

Heroes of Might & Magic

Пошаговые стратегии не обременены необходимостью в поте лица стремиться обогнать противника в принятии решений. На это вам даются поочередные ходы, за время которых можно совершить путешествие по карте, построить здания в городе, посражаться с NPC и распределить ресурсы. Против вас играет только ваше тактическое мышление и способность мыслить на несколько шагов вперед.

Вы точно вспомните Heroes of Might & Magic, Disciples, King’s Bounty и другие проекты данного поджанра.

Тактики (Варгеймы)

Panzer Tactics

Варгеймы чаще всего имеют в основе своей реальные военные конфликты или сражения и дают вам почувствовать себя командиром армии. У вас нет возможности строить базы или добывать ресурсы. Вы должны лишь атаковать противника имеющимися силами, изредка призывая подкрепления, если такое оговорено в правилах. (Blitzkrieg, Panzer Tactics, Warhammer: Mark of Chaos).

4X

Sid Meier's Civilization

Эти стратегии опираются на 4 основных правила: изучай, расширяй, уничтожай, эксплуатируй. Они и дали название поджанру. Вы берете на себя обязанности властителя целой страны, империи или цивилизации и ведете свой народ к мировому господству, развивая технологии, дипломатию и военное ремесло (Sid Meier’s Civilization, Stellaris, Northgard, Dune: Spice Wars).

Ролевые игры

Ролевые игры или РПГ заставляют геймера отыгрывать своего персонажа, принимать решения, выбирать пути перемещения, способы улучшения, варианты в диалогах с NPC. Подопечного надо снабжать экипировкой и скиллами, прокачивать его умения, настраивать внешний вид и профессиональную деятельность.

Партийные РПГ

Dragon Age

Данный вид ролевок дает под контроль сразу несколько героев разных классов, которые участвуют в боях вместе, вместе решают конфликты и влияют на историю и окружение. Обычно в основе своей такие проекты имеют AD&D систему или схожие. В сражении предусмотрена боевая пауза, позволяющая раздать приказы (Dragon Age, Pool of Radiance, Pillars of Eternity, Divinity: Original Sin, отчасти первые Fallout).

Roguelike

Dungeon Crawl

Истинных представителей жанра всего несколько (например, Dungeons of Dredmor), включая родоначальника Rogue. Сам он распался на новый поджанр РПГ Dungeon Crawl, многое подчерпнувший из строения карты и подхода к геймплею, а также некий набор игровых механик, что прозвали roguelite (Binding of Isaac, Risk of Rain, Rogue Legacy, FTL). Характеризует данный подход перманентная смерть и процедурная генерация приключений.

А еще изыскания на тему помогли получить следующие 2 поджанра РПГ.

Hack and slash

Diablo

Diablo планировался именно, как roguelike с продвинутой графикой, но разработчикам стало немного тесно в его рамках и они изобрели новый жанр, который сам стал эталоном для многих подражателей на десятилетия вперед. Большая часть геймплея тут уделена боям в реальном времени и выбиванию из толп врагов барахла, продаваемого в местных магазинах, или получение редких вещей, что можно и на себя нацепить (Titan Quest, Sacred, Torchlight).

Action-RPG

Ведьмак

Еще одна из жанровых ипостасей Diablo, но несколько поменявшая критерии попадания в данный поджанр игр. Сейчас это РПГ с открытым миром, в реальном времени с полной свободой перемещения. Сохранились диалоги и их разветвленность, но добавились механики слэшера, экшена и даже шутера (трехмерные Fallout, Ведьмак, GreedFall, Mass Effect, The Elder Scrolls).

JRPG

JRPG

JRPG получила свое название из-за принадлежности к стране восходящего солнца. Японские ролевые игры стали отдельным видом РПГ, за счет почти всегда линейного повествования, но ярчайших образов героев и невероятной истории с множеством поворотов. Геймплейно это были первоначально пошаговые игры, но и здесь иногда случался перекос в dungeon crawl (Persona, Shin Megami Tensei) или экшен-РПГ (Tales of …, Ys). Жанр многими любим за колорит и часто аниме стилистику.

Смешанные и новообразованные жанры

В данном пункте хотелось бы описать те классы, что образовались не так давно или не могут быть точно отнесены к одной из веток, даже имея определенные особенности. Часть из описанных жанров закрепится и перейдет в основную классификацию со временем, а часть останется в прошлом с падением популярности.

Survival horror

Silent Hill

В момент появления первого проекта, что приблизил разработчиков к данному поджанру, у создателей вышел JRPG в смеси с хоррором (Sweet Home). Далее концепцию несколько обточили, оставили основой экшен-приключение, сократили вместимость инвентаря, да количество находимых полезных припасов, и заставили биться игроков с монстрами вручную и в реальном времени, и разгадывать интереснейшие пазлы, конечно.

Вышли популярные серии Resident evil, Silent Hill, Project Zero, Forbidden Siren. Статичные камеры постепенно сменились на экшен от третьего лица и сместили перевес геймплея в сторону перестрелок от загадок (Dead Space, F.E.A.R., Resident evil c 4 части).

Некоторые проекты пошли еще дальше и почти полностью избавились от геймплейных элементов, кроме изложения нарратива. Такие игры принято называть «симуляторами ходьбы» с обилием скримеров (Outlast, Amnesia, Layers of Fear).

Стелс-экшен

Metal Gear Solid

Раньше в играх герой, принимающий бой с врагом, действовал открыто. Проекты данного жанра сделали кор-механикой попытки всячески избежать противостояния, устранить врага тихо, прячась в тенях (Metal Gear Solid, Tenchu, Commandos: Behind Enemy Lines, Hitman, Splinter Cell).

Симуляторы выживания

The Forest

Данные проекты заставят геймера выживать в суровых условиях пост-апокалипсиса, зомби-апокалипсиса, стихийного бедствия, после аварии и в прочих сценариях. Главное, что у вас ничего нет, а жить как-то нужно. Вот и приходится бегать по локациям, да собирать камни, дерево, мастерить из них жилище, орудия труда, одежду и прочее.

Поджанр формируется довольно давно со времен Survival Kids 1999 года, но сейчас переживает новый виток популярности и выделяется в отдельный вид игр (Rust, Lost in Blue, ARK: Survival Evolved, Valheim).

Tower Defense

Tower defense

Tower Defense зародился как карта для игры Warcraft и сформировался, как отдельный тип игровых развлечений. Иногда разработчики все же экспериментируют с механиками, добавляя героя, но основной концепт неизменен (Anomaly, Plants vs. Zombies, Sanctum, Orcs Must Die!).

Есть точка, до которой нельзя позволить добраться движущимся к ней врагам, расстановкой атакующих башен или юнитов. С каждым отражением волн будут даваться бонусы, на которые идет развитие уже установленных защитных сооружений или постройка новых.

Поиск предметов

Поиск предметов

Данные игры относятся к казуальным версиям Point-and-click, замешенным с визуальными новеллами и логическими играми (Living Legends: Bound by Wishes, FIND ALL, Dark Romance: Vampire Origins). Вы будете искать предметы на уровнях по названиям или очертаниям форм, между делом знакомясь с сюжетом в разных сеттингах и решая пазлы.

Immersive sim

Dishonored

Игры данного жанра можно пересчитать по пальцам и то будут сомнения включать некоторые проекты в список или нет. Immersive sim дает невероятное погружение в процесс прохождения, открывая для геймера широкие возможности по решению поставленных условных целей. Никто не поведет вас за руку и не запретит импровизировать (Deus Ex, Dishonored, System Shock).

MMO

MMO

MMO – массовая многопользовательская онлайн-игра, которая объединяет на одном сервере сразу несколько тысяч игроков одновременно, что сильно влияет на социализацию и особенности механик. Выделяют MMORPG (World of Warcraft, Lost Ark, The Elder Scrolls Online, EVE Online, The Elder Scrolls Online), MMOFPS (Destiny 2, PlanetSide 2, World of Tanks), и даже MMORTS (Elements of War).

Soulslike

Elden Ring

Так теперь принято называть экшен-РПГ, которые позаимствовали часть механик у игр геймдизайнера Хидэтаки Миядзаки, что все свои проекты сводил к усовершенствованию идей Demon’s Souls, хотя и до этого студия FromSoftware выпускала похожие игры в серии King’s Field с видом от первого лица, но с очень близким сеттингом, атмосферой и отчасти геймплеем.

Обычно Soulslike называют неприветливые к геймеру РПГ, где большая часть удачного опыта зависит от скилла самого игрока, а не развития навыков (Star Wars Jedi: Fallen Order, Lords of the Fallen, Nioh, The Surge, Bloodborne, Hollow Knight).

Если же копнуть чуть глубже, то окажется, что это скорее трехмерная вариация на тему Метроидвании – еще одном смешении двух концепций знаменитых серий.

idle игры

IdleOn - The Idle MMO

А данным играм вообще не нужен геймер, разве что задать начальные параметры, внешность, набор профессий, имя и прочее, а потом остается только наблюдать, как игрушка делает все за вас. Да и наблюдать не обязательно. Так изредка заходите, да проверяйте результат. Иногда покликать мышкой попросят. Проекты для очень ленивых геймеров: IdleOn — The Idle MMO, Idle Champions of the Forgotten Realms, Melvor Idle, Firestone Idle RPG, Tap Ninja — Idle game и другие.

Автобатлеры

Dota Underlords

Еще один молодой поджанр, который не стесняется всю работу брать на себя. Просто соберите команду героев, да выпустите их сражаться на арену. Кто выживет – соберет опыт и лут. Качайте навыки, меняйте экипировку и обратно в бой (Dota Underlords, Auto Chess, Teamfight Tactics).

MOBA

DOTA 2

MOBA появилась еще во времена Warcraft 3, как карта для сетевой игры и нисколько не изменила кор-механику с тех пор. 2 противоборствующие стороны, 3 направления атаки между ними, по которым идут NPC и герои, которые им активно помогают, сражаясь с вражескими командирами. Имеют корни в RTS, но уже укоренились как отдельная каста (DOTA 2, League of Legends, Heroes of the Storm, Smite, Paladins).

ККИ

Hearthstone

Коллекционные карточные игры пришли на ПК из настольных версий и тут же завоевали популярность у любителей подобного контента. Тысячи геймеров собирают любимые колоды, постоянно сражаются друг с другом, показывая свое мастерство по сети, хотя раньше вынуждены были собираться за одним столом (Hearthstone, Yu-Gi-Oh! Master Duel, Magic: The Gathering Arena).

Королевская битва

PUBG: BATTLEGROUNDS

Battle royale вырос из модификации и тоже укрепился, как поджанр игр, остающийся на плаву за счет популярности у геймеров и почти всегда бесплатности и легкости вхождения (PUBG: BATTLEGROUNDS, Fortnite, Apex Legends). Высаживайтесь на огромной карте в компании других игроков и пытайтесь остаться последним выжившим. Все, как в старом добром японском фильме.

Стратегии непрямого управления

Theme Hospital

Этот жанр на ряду с Immersive sim представляют не так много игр. Чаще всего это или симуляторы бога или злобной сущности, которые только выстраивают нужные для развития своих подопечных строения и комнаты или подкидывают благоприятные условия, а те живут и развиваются сами. Геймплея в этом гораздо больше, чем в кликерах, автобатлерах и idle. Это увлекательные штучные игры, аналогов которым сложно отыскать (Evil Genius, Dungeon keeper, Black and White, Ghost Master, Majesty: The Fantasy Kingdom Sim, Theme Hospital).


И это лишь основные жанры игр, что сейчас сформировались и обросли основами устоявшихся механик, так что расклад и классификация может еще не раз поменяться с течением времени и новыми веяниями в индустрии.