Самые дорогие игры в истории

Самые дорогие игры в истории

Стоимость разработки игр в конце 80-х и начале 90-х была существенно ниже, чем в наши дни. Однако вместе с ростом мощностей игровых платформ заметно раздувались и затраты на производство игр. Большинство современных тайтлов обходятся разработчикам и издателям в десятки миллионов долларов. В некоторых случаях бюджеты могут быть и выше.

За последние несколько лет количество игр с бюджетом выше 50 миллионов долларов значительно возросло (в эту сумму, как правило, уже включены маркетинговые расходы). Несмотря на то, что обычно высокобюджетные проекты всё же оказываются прибыльными, общая сумма вложенных в них средств способна сильно удивить далёких от индустрии людей.

С каждым годом объём рынка игровой индустрии становится всё больше. В 2021 году он оценивался в 200 миллиардов долларов, а уже через 5 лет, по оценкам экспертов, эта цифра поднимется до 340 миллиардов. Этому способствуют не только геймеры, которые тратят всё больше денег на видеоигры, но и разработчики с издателями, вкладывающие серьёзные средства в создание новых проектов. В результате за последнее десятилетие звание самой дорогой игры в истории несколько раз переходило от одного тайтла к другому. Все они (а также ряд более ранних игр) оказались в подборке ниже.

Shenmue – 47 (70) миллионов долларов

Shenmue

На протяжении многих лет Shenmue значилась в Книге рекордов Гиннесса как самая дорогая игра из когда-либо выпущенных. По некоторым оценкам, классический тайтл для консоли Dreamcast обошёлся студии Sega в целых 70 миллионов долларов. Это довольно крупная сумма даже по современным стандартам. Но если учитывать, что изначально проект разрабатывался для приставки the Sega Saturn, а затем претерпел ряд фундаментальных изменений, то его высокий бюджет уже не будет казаться удивительным.

Интересно, что позднее создатель серии Ю Судзуки не раз отмечал, что заявленный компанией Sega бюджет в 70 миллионов отличается от фактического бюджета игры. Во время своего выступления на конференции игровых разработчиков в 2011 году, Сузуки рассказал, что на самом деле бюджет проекта составлял 47 миллионов, причём часть этих средств была потрачена на продвижение игры, а также на запуск разработки сиквела, вышедшего в 2001 году. В любом случае, бюджет первой Shenmue выглядит весьма солидно, особенно если брать в расчёт инфляцию.

Shadow of the Tomb Raider – более 75 миллионов долларов

Shadow of the Tomb Raider

Последняя глава успешной трилогии перезапусков Tomb Raider, получившая название Shadow of the Tomb Raider, оказалась ещё и самым дорогим тайтлом, посвящённым приключениям Лары Крофт. В своём интервью с порталом gamesindustry.biz глава Eidos Montreal Дэвид Анфосси сообщил, что производственный бюджет игры составил примерно 75-100 миллионов, а маркетинг и продвижение игры обошлись в дополнительные 35 миллионов.

К счастью для разработчиков, игра разошлась внушительным тиражом: за первые 3 месяца после релиза было продано более 4 миллионов копий. Она также может похвастаться тёплым приёмом у критиков, хотя оценки третьей части на Metacritic немного уступают показателям предыдущих двух игр. Тем не менее, данный тайтл сумел принести неплохую прибыль как разработчикам, так и издателю Square Enix.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain – более 80 миллионов долларов

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Скорее всего, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain так и останется последней частью Metal Gear за авторством Хидео Кодзимы, поскольку геймдизайнер, ушедший из Konami в 2015 году, явно не собирается вновь сотрудничать со студией. Причины его внезапного ухода по-прежнему не разглашаются, однако данные о бюджете его последнего проекта под крылом Konami, к счастью, чуть более прозрачны.

В статье, опубликованной на портале Eurogamer, приводится отчёт из японского финансового издания. В нём указано, что к апрелю 2015 года на производство игры было потрачено 80 миллионов долларов. Учитывая, что релиз тайтла состоялся в сентябре того же года, можно предположить, что итоговый бюджет игры (включая работу над патчами и пострелизным контентом) подобрался к отметке в 100 миллионов долларов.

Defiance – больше 80 миллионов долларов

Defiance

Defiance – это MMO-шутер с видом от третьего лица, вышедший на Xbox 360, PS3 и ПК в 2013 году. И хотя он не сильно впечатлил критиков, ему удалось набрать солидную базу игроков, благодаря которой он держался на плаву на протяжении 8 лет вплоть до 2021 года, когда было решено отключить сервера. Это был один из самых крупнобюджетных проектов, однако сложно установить точные затраты на производство и поддержку игры.

Незадолго до релиза Defiance в журнале Forbes вышел отчёт, в котором мелькала сумма в 100 миллионов долларов. Однако она покрывала не только разработку игры, но ещё и создание одноимённого телесериала. В отчёте указывалось, что фактический бюджет игры составлял около 80 миллионов. Тем не менее, на данный момент эта цифра наверняка выросла, учитывая релиз улучшенной версии тайтла на PS4 и Xbox One.

Battlefield 4 – 100 миллионов долларов

Battlefield 4

Франшиза Battlefield, которую многие геймеры называют лучшей серией шутеров от первого лица, обходится студии EA в копеечку. По словам Ричарда Хиллмана, ранее занимавшего пост главного творческого директора EA, на разработку четвёртой номерной части серии было потрачено целых 100 миллионов долларов. Таким образом, Battlefield 4 является самой дорогой частью франшизы на сегодняшний день.

Игра понравилась как критикам, так и обычным игрокам, и с момента своего релиза успела разойтись тиражом в 7 миллионов распроданных копий. Несмотря на эти достижения, угнаться за конкурентом в лице Call of Duty: Ghosts у неё не получилось – продажи шутера от Activision в 4 раза превысили показатели Battlefield 4. Сложно сказать, сможет ли долгожданная Battlefield 6 поставить новый рекорд по продажам в серии.

Max Payne 3 – 105 миллионов долларов

Max Payne 3

Rockstar Games известна своей любовью к созданию поистине грандиозных проектов и готовностью идти на большие риски. Яркими примерами такого подхода к разработке можно назвать серии GTA и Red Dead, однако в портфолио студии существует немало других проектов, которые со временем получили статус культовых. Одним из них является Max Payne 3.

Третья и финальная часть похождений знаменитого полицейского оказалась ещё и самой дорогой игрой в трилогии – по оценкам экспертов, её производственный бюджет составил около 105 миллионов долларов. Однако тайтл в первый же год разошёлся тиражом, превысившим 4 миллиона копий, поэтому ему наверняка удалось покрыть затраты на производство. Но, что самое важное, игра сумела устроить культовому герою достойные проводы, сопроводив их выдающимся геймплеем.

Grand Theft Auto V – 137 миллионов долларов

Grand Theft Auto V

К игре можно относиться по-разному, однако сложно поспорить с тем, что 137 миллионов долларов, которые Rockstar изначально вложила в разработку Grand Theft Auto 5 были потрачены впустую. После своего релиза в 2013 году игра разошлась тиражом в 140 миллионов копий, причём без учёта портированных версий для PS5 и Xbox Series, поступивших в продажу в конце 2021 года. Таким образом, общая прибыль с продаж уже превысила 6 миллиардов долларов.

Также стоит отметить, что стоимость разработки GTA Online, многочисленных DLC, а также портов на консоли нового поколения не входила в эти 137 миллионов. Интересно, что общие расходы на маркетинг и продвижение проекта в 2013 году также добрались до отметки в 137 миллионов. Если сложить все эти затраты и прибавить к ним предполагаемые расходы за все 9 лет с момента выхода GTA 5, то можно с уверенностью сказать, что Rockstar вложила в игру более 300 миллионов долларов.

Destiny – 140 миллионов долларов

Destiny

Destiny и её сиквел 2017 пришлись по вкусу далеко не всем геймерам, однако обе игры оказались весьма успешными. Они завоевали несколько престижных наград и сумели обзавестись обширным кругом поклонников. Согласно контракту студии Bungie с издателем Activision, затраты на разработку первой части составили приблизительно 140 миллионов долларов. Вполне возможно, что реальные цифры были ещё выше.

Destiny 2 по всем параметрам превзошла своего предшественника, включая длительность поддержки после релиза. Сиквел уже получил больше дополнений, чем первая часть, а в 2023 и 2024 годах состоятся релизы двух крупных DLC – Lightfall и The Final Shape соответственно. Всё это говорит о том, что на разработку и поддержку Destiny 2 ушло куда больше средств, чем на оригинальную игру. А поскольку Bungie продолжает развивать игру, которой скоро исполнится 5 лет, она, судя по всему, продолжает приносить неплохую прибыль.

Red Dead Redemption 2 – более 170 миллионов долларов

Red Dead Redemption 2

Несмотря на то, что Red Dead Redemption 2 заметно уступает по продажам GTA 5, игра может похвастаться куда более детализированным и масштабным открытым миром. Однако такое внимание к деталям обошлось разработчикам в крупную сумму. По разным оценкам, производственные затраты на игру составили от 170 до 240 миллионов долларов, а расходы на маркетинг – дополнительные 300 миллионов. Таким образом, итоговые затраты на тайтл вполне могли превысить отметку в полмиллиарда долларов.

Учитывая тот факт, что игра в первые же два дня после релиза принесла Rockstar впечатляющие 725 миллионов, можно с уверенностью сказать, что студия и в этот раз получила хорошую прибыль. Конечно, как и в случае с GTA Online, наверняка было вложено немало средств на разработку и поддержку мультиплеерных режимов Red Dead Redemption 2, однако представители Rockstar не разглашают точные цифры.

Cyberpunk 2077 – 174 миллиона долларов

Cyberpunk 2077

Студия CD Projekt Red возлагала большие надежды на Cyberpunk 2077 – игру, которая 8 лет провела в разработке и релиз которой несколько раз переносился на недели или даже месяцы вперёд. Несмотря на то, что игра разошлась неплохим тиражом, её многочисленные баги и недоработки вызвали волну возмущения со стороны покупателей. Это привело к тому, что стоимость компании за пару недель после релиза Cyberpunk 2077 упала на несколько миллиардов долларов. По сравнению с этим 316 миллионов, потраченные на создание и продвижение игры, кажутся довольно скромной суммой.

Согласно финансовым отчётам компании, непосредственно на разработку тайтла ушло 174 миллиона, что сделало его одним из самых дорогих проектов за всю историю игровой индустрии. Удивительно то, что по итогам всей этой истории CD Projekt Red удалось выйти в плюс и получить прибыль, несмотря на то, что цена акций польской студии на данный момент вдвое ниже той, что была до релиза печально известной игры.

Star Wars: The Old Republic – 200 миллионов долларов

Star Wars: The Old Republic

Вышедшая более 10 лет назад Star Wars: The Old Republic и по сей день продолжает получать регулярные обновления. В этом нет ничего удивительного, особенно если учитывать, какие крупные средства были вложены в разработку игры. По оценкам экспертов, производственный бюджет проекта составил 200 миллионов долларов – таким образом, The Old Republic самой дорогой и самой амбициозной игрой от EA за всю историю существования компании.

Амбициозность пошла игре на пользу, поскольку с момента запуска серверов для онлайн-режимов в 2011 году проект принёс своим создателям более 1 миллиарда долларов. Поскольку в MMO до сих пор играют десятки тысяч людей, то сложно даже предположить, насколько сильно окупится игра к моменту закрытия серверов.

Star Citizen – более 339 миллионов долларов

Star Citizen

В ходе нескольких успешных кампаний по сбору средств на краудфандинговых площадках студии Cloud Imperium Games удалось собрать более 300 миллионов долларов на разработку Star Citizen. После этого с помощью частных инвестиций разработчики ещё больше раздули производственный бюджет игры, сделав и без того масштабный проект поистине грандиозным. Это, конечно, положительно отразится на качестве тайтла и обрадует всех, кто захочет сыграть в него после полноценного релиза, но на данный момент игра столкнулась с неожиданной проблемой.

Её разработка началась в 2011 году, однако у Star Citizen по-прежнему отсутствует даже приблизительная дата итогового релиза. Согласно оценкам экспертов, на производство уже было потрачено несколько сотен миллионов долларов, и эта цифра будет расти до того момента, пока игра не выйдет из режима раннего доступа. Стоит ли говорить о том, насколько высокими будут ожидания от проекта с рекордным бюджетом?

По материалам: gamerant.com