Разработка MGS V: The Phantom Pain сопровождалась громким скандалом: возник конфликт между компанией Konami и геймдизайнером Хидэо Кодзимой, участвовавшем в создании всей франшизы Metal Gear в целом и каждой ее игры в отдельности. В итоге Кодзиму уволили, в ходе скандала вскрылась некоторая информация об ужасном отношении Konami к своим сотрудникам, а игра, хоть и вышла, но оказалась несколько неоднозначной.
Прошло девять лет после событий пролога Metal Gear Solid V: The Ground Zeroes. Все это время Снейк (он же Биг Босс) провел в состоянии комы. Придя в сознание, он узнал, что база, которую он тщательно строил, пришла в упадок, но еще не все потеряно – при поддержке верных союзников герой сможет ее восстановить и воплотить свою мечту – создать собственную военную компанию – в реальность.
Впервые в серии игра предлагает выполнять миссии в огромном открытом мире. Территория практически каждого задания – большая локация с расположенными на ней населенными пунктами, блокпостами и военными базами. Как перемещаться по ней и что именно делать для достижения цели – решать игроку. The Phantom Pain может похвастать беспрецедентной вариативностью действий: здесь можно действовать скрытно или идти напролом, убивать всех врагов или аккуратно обходить их стороной, отправляться на миссию в дневное или ночное время суток, при ясной погоде или в дождь – все это повлияет на поведение противников и сложность прохождения уровня.
В арсенале Биг Босса – большой выбор оружия, транспортных средств и специальных гаджетов. При желании можно даже вызвать авиаудар на вражеские позиции или усесться в шагающего робота. Напарники (которых нужно сначала найти и спасти) помогут в трудной ситуации, а многочисленные вспомогательные устройства дадут возможность проявить фантазию (особенно интересны коробки, с помощью которых герой может прятаться или отвлекать солдат, и система «Фултон», позволяющая отправить в воздух что угодно – хоть ящик с припасами, хоть оглушенного врага, хоть танк; все это улетит на Mother Base и увеличит ее военную мощь).
К сожалению, со смысловым наполнением MGS V: The Phantom Pain все не так хорошо, как с геймплейным. Кодзима постарался сделать игру более понятной рядовому геймеру, не знакомому с предыдущими выпусками серии, но все же для не посвященных в перипетии сюжета вселенной Metal Gear многие события покажутся странными и даже откровенно бредовыми. Поэтому перед началом игры лучше потратить несколько часов на изучение биографий ключевых персонажей и их взаимоотношений друг с другом – разъясняющие ролики можно найти на YouTube. Впрочем, фанаты франшизы тоже жалуются на нелогичность в поведении некоторых героев и злодеев и на разочаровывающую финальную часть сюжетной кампании.
Также проект не может похвастать разнообразием локаций и заданий: большинство миссий придется выполнять, возвращаясь на уже изученные карты, а цели, которые ставятся перед протагонистом, начинают повторяться. Это негативным образом сказывается на увлекательности геймплея и заставляет время от времени чередовать The Phantom Pain с другими играми, чтобы отдохнуть от рутины.