Unity
Один из самых популярных игровых движков современности, по сути интегрированная межплатформенная среда разработки игровых приложений (и не только), на которой можно создавать проекты для более чем двадцати современных платформ, среди которых PC, мобильные устройства и игровые приставки. Выпущен данный движок был в 2005 году американской технологической компанией Unity Technologies и с тех пор он постоянно совершенствуется и обновляется вплоть до настоящего момента.
Unity считается сегодня только одним из самых распространенных и многофункциональных движков, но и одним из наиболее удобных и простых в освоении. А все благодаря применению модульной системы компонентов и наличия визуальной среды для разработки, также известной как RAD. К сожалению, есть у Unity 3D и некоторые недостатки. Одной из самых существенных проблем при работе с данной средой является сложность подключения и использования внешних библиотек. Но даже несмотря на это на движке были созданы тысячи игр и всевозможные визуальные приложения.
Source
Знаменитый движок от Valve Corporation, созданный в 2004 году для шутеров Half-Life: Source, Half-Life 2 и Counter-Strike: Source. Впоследствии использовался и для многих других игр от сторонних студий, а также для всевозможных пользовательских модификаций, созданных рядовыми геймерами и полупрофессиональными студиями на правах энтузиастов. Движок Source представляет собой связку графического и физического движка, является одним из первых, кто воссоздал довольно сложную лицевую анимацию. Еще одна важная особенность данного движка – наличие продвинутого игрового искусственного интеллекта, одинаково эффективно управляющего действиями врагов и союзников.
Движок Source многократно улучшался и модифицировался. Последней актуальной его версией стала Source Engine 24, вышедшая в 2013 году. В настоящий момент его заменяет движок нового поколения Source 2, созданный, опять же, корпорацией Valve в 2015 году для Dota 2, ставшей первой игрой данного движка. Последняя игра, вышедшая на Source, является шутер от первого лица с поддержкой ВР Half-Life: Alyx. Это значит, что движок прекрасно справляется не только с процессом создания классических компьютерных игр, но и с созданием игр для устройств виртуальной реальности.
CryEngine
Очень продвинутый и высокотехнологичный движок от немецкой компании Crytek, на котором были созданы самые красивые компьютерные игры, такие как Far Cry, Crysis, Ryse: Son of Rome и другие. Именно этот движок в своей последней версии CryEngine 5, позволяет создавать невероятно красивые и реалистичные игры с видом от первого и третьего лица, поддерживающие масштабируемые вычисления и многие другие технические моменты. Работать с данным игровым движком не просто, и все очень многие крупные разработчики останавливают свой выбор именно на CryEngine в тех случаях, когда нужно создать дорой AAA проект со сложным освещением, реалистичной физикой, фотографичной графикой и так далее.
Среди самых последних успешных игр можно отметить ремастер культового шутера Crysis Remastered и очень популярный многопользовательский шутер в стилистике мрачного вестерна Hunt: Showdown. Именно эти игры были созданы на CryEngine 5, позволяющем писать скрипты на C# и делать приложения для устройств (шлемов и очков) виртуальной реальности.
Havok
Популярный физический движок от ирландской компании с точно таким же названием. Полное название движка звучит как Havok Physics и именно его используют в случаях, когда необходимо реализовать в игре сложную симуляцию различных физических воздействий в режиме реального времени. То есть, если игра планируется реалистичной и зрелищной, без применения Havok Physics не обойтись. Примечательно, что данный движок является мультиплатформенным и используется для создания игровых приложений не только для компьютеров, но и для всех актуальных игровых консолей, включая портативные и гибридные приставки.
В настоящий момент с помощью физического движка Havok Physics создана более полутора сотен игр. Есть даже информация, что именно Havok Physics был частично интегрирован в небезызвестный валвавский движок Source, в ту часть, что отвечает непосредственно за физику моделей. Также он использует и в других видах профессионального программного обеспечения, таких как, например, 3DS Max и Maya. Используют его и в различных реалистичных симуляторах и тренажерах, призванных обучить вождению наземного транспорта и пилотированию авиасудов. Также существуют трехмерный графический движок Havok Vision Engine и программа для реализации игрового искусственного интеллекта Havok AI.
Unreal Engine
Игровой движок от компании Epic Games, разработкой которого занимался известный программист видеоигр Тим Суини. Именно на этом движке была выпущена в 1998 году культовая компьютерная игра в жанре шутера Unreal. Изначально данный игровой движок был предназначен для создания именно брутальных шутеров от первого лица. Однако постепенная его модернизация и улучшение позволили делать на нем качественные игры и многих других жанров, включая файтинги, ролевые игры, стелсы и проч. Движок является мультиплатформенным, позволяет делать игра как на ПК, так и практически на всех актуальных консолях.
Изначально Unreal Engine распространялся по платной ежемесячной подписке. Но начиная с 2015 года модель распространения была изменена. И сегодня любой разработчик, создавший что-либо на Unreal Engine, обязан перечислять компании 5% от дохода, полученного вследствии реализации созданной на движке продукции. Как уже было отмечено, делать приложения можно фактически для всех игровых платформ, благодаря тому, что Unreal Engine был написан на универсальном современном языке программирования C++.
X-Ray
Самобытный игровой движок созданный силами хитрой украинской игродельческой компании GSC Game World, решившей, что чем платить левым дядям за использование чужого движка, проще написать свой с ноля, изначально сформировав его под особенности будущей игры. Так и появился в 2004 году этот весьма неплохой движок, на котором после была создана легендарная постапокалиптическая игра S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля.
Позже движок многократно совершенствовался, выступая средой для создания многих хороших игр и в первую очередь проектов из серии «Сталкер». Сам движок состоит из двух частей, основным компонентом которых выступает мощное графическое ядро, использующее передовую на тот момент технологию отложенного освещения. Второй важный компонент X-Ray Engine – физический движок Open Dynamics Engine. Это закрытый кроссплатформенный движок, созданный на языке программирования C++.
Id Tech
id Tech – это огромное семейство игровых движков, созданных стараниями американской мегакорпорации id Software. Предназначены эти движки для создания видеоигр самых разных жанров: шутеров, хорроров, стелсов и так далее. Первый движок серии — id Tech 1 – был создан в 1993 году, и именно на нем вышли две первые части культовой серии брутальных фантастических шутеров Doom. Последняя версия движка на 2020 год — id Tech 7. Этот движок ориентирован на ПК и современные консоли, такие как Xbox One & PlayStation 4. На нем в 2019 году был выпущен шутер DOOM Eternal.
Сегодня id Tech 7 является одним из наиболее мощных и продвинутых движков, предназначенных для создания видеоигр категории AAA. Позволяет создавать текстуры невероятной детализации и четкости. Также здесь присутствует уникальная инновационная система под названием Destructible Demons. Она позволяет постепенно разрушать тела врагов, вследствии получения урона, что влияет на их физические параметры и эффективность в бою. Для работы с текстурами движок используют передовую технологию стриминга, пришедшую на смену устаревшей технологии мегатекстуры.
Frostbite
Движок от EA DICE, на котором можно делать игры для персональных компьютеров и консолей. Именно этот движок стал полноценной заменой морально устаревшей технологии Refractor Engine, ранее использовавшейся в играх компании Electronic Arts. Написан движок был с использованием языков C++ и C#. Выход Frostbite состоялся в 2008 году. С тех пор Frostbite постоянно обновлялся – последняя его версия вышла в 2015 году, а последняя игра на этом движке – в 2019 году. Ей стала новая часть гоночной серии Need for Speed: Heat.
Сам движок состоит из множества компонентов, отвечающих за графику, физику, искусственный интеллект и даже звук. То есть, это полностью самодостаточная среда разработчики, которой пользуются не только разработчики из Electronic Arts, но и девелоперы из других студий и компаний. Важная особенность конкретно этого игрового движка –максимальная оптимизация для работы с многоядерными процессорами. По этому показателю Frostbite однозначно и очень сильно превосходит все прочих игровые движки. В 2020 году на этом движке должны выйти такие игр, как Star Wars: Squadrons, FIFA 21 и Madden NFL 21.
GameBryo Element
Движок создан независимой компанией Numerical Design Limited. До ее поглощения Emergent Game назывался просто GameBryo. С использованием этого движка создано несколько десятков игр, в том числе такие хиты прошлых лет как The Elder Scrolls III: Morrovind, Bully, Sid Meier’s Civilization IV, Fallout 3 и New Vegas.
GameBryo Element — движок, ориентированный на разработчиков 3D игр. Написан на языке программирования C++ и позволяет создавать игры для Windows, Sony PlayStation 3, Xbox 360, Nintendo GameCube, Wii и Sega Dreamcast. Лицензия предоставляет полный доступ к исходному коду движка, который разработчики могут настроить под собственные задачи. В распоряжении пользователей самые мощные средства разработки: системы движения частиц, освещения, анимации, карты нормалей, параллакс, шейдеры и многое другое.
Creation Engine
Движок, разработанный компанией Bethesda Game Studios для ряда собственных проектов. На его базе созданы TES V: Skyrim, Fallout 4, Starfield, Fallout 76 и некоторые другие игры. Creation Engine базируется на программном коде GameBryo, что обусловлено желанием Bethesda продолжить использовать привычный инструментарий. Так как все перечисленные игры имеют открытый мир, что уже давно стало нормой для разработчиков, Creation Engine адаптирован под отображение больших локаций с высокой дальностью прорисовки. Уделено внимание более правдоподобным освещению и качественному рендерингу воды и снега. Вместо сторонней технологии SpedTree, ранее используемой для визуализации деревьев, программистами Bethesda реализовано собственное решение. Значительно доработан искусственный интеллект Radiant Story, управляющий активностью НПС. Для анимации персонажей интегрирована технология Havok Behavior.
GameMaker
Один из самых популярных игровых движков, с помощью которого можно создавать игры для ряда платформ. Разработчик первых шести версий конструктора — программист Марк Овермарс. Все последующие версии публикуются компанией Yoyo Games. Бесплатная версия движка (Standart) ограничена компиляцией приложений для Windows. Версия Professional компилирует игры для macOS, Ubunty и Android и дает возможность докупать отдельные модули, расширяющие функционал.
Платформа GameMaker позволяет писать расширения для множества платформ на поддерживаемых ими языках программирования. Из контроллеров, кроме мышки и клавиатуры, поддерживаются различные геймпады и джойстики. Движок содержит множество функций для обработки векторных и скалярных величин, в том числе тригонометрических функций, логарифмов, нормалей и много другого. К недостаткам GameMaker чтоит отнести крайне неудобную работу с 3D графикой, хотя данная опция и присутствует. А вот для инди-игр в олдскульном стиле — один из лучших вариантов.
Amazon Lumberyard
Бесплатный кросс-платформенный движок класса ААА, использующий архитектуру CryEngine. Разработан компанией Amazon. Есть интеграция с веб-сервисами «Амазона», в том числе трансляция через Twitch. Движок запущен в 2016 совместно с GameLift — сервисом для развертывания и поддержки многопользовательских проектов. Фактически, за использование движка разработчики не платят ни цента, оплачиваются только дополнительные сервисы. На момент написания данного обзора на Lumberyard созданы файтинг Coffence, гоночная аркада The Grand Tour Game и первая ММОРПГ от Amazon — New World.
Godot
Кроссплатформенный 2D и 3D движок, распространяемый по лицензии MIT (открытое программное обеспечение). Разрабатывается и поддерживается сообществом Godot Engine Community. Позволяет создавать игры для ПК, игровых консолей, мобильных и веб-платформ.
Концепция Godot — стать максимально самодостаточной средой для разработки игр, не используя сторонние инструменты. Исключение — только элементы, необходимые для создания игрового контента — графические элементы, звуковое сопровождение и тому подобное. Архитектура Godot базируется на древовидной концепции наследуемых сцен. Каждая нода, элемент сцены, может быть в любой момент развернут в полноценную сцену, что позволяет легко изменить всю архитектуру проекта, расширяя элементы в любую сторону.