THQ

THQ – один из крупнейших разработчиков и издателей видеоигр, отметившийся в истории такими громкими проектами, как Supreme Commander, Stalker, Red Faction, Company of Heroes, Metro и еще десятком не менее известных франшиз. Впрочем, будущим поколениям геймеров издательство запомнится вовсе не своими играми, а эпическим по накалу страстей банкротству с последующей раздачей направо и налево всех своих активов.

Путь к успеху

Корни THQ произрастают из 1989 года, когда издательство фигурировало под именем Trinity Acquistion Corporation. Правда, сие неудобоваримое название просуществовало всего лишь год – уже в 1990-ом издательство было переименовано в Toy Head Quarters (то есть, «Штаб-квартира игрушек») или просто THQ.

Из названия компании можно догадаться, что сначала она занималась производством игрушек, в основном фигурных и настольных. К концу 1990 года у руководства случился приступ прозрения в будущее, в результате чего было принято решение обратить все свои усилия на рынок видеоигр. Для этого компания купила игровую студию Broderbund, причастную к запуску первой части «Принца Персии».

Первой самостоятельной игрой издательства был проект Peter Pen and the Pirates, которому, в отличие от его главного героя, так и не удалось взлететь. Однако первый блин комом не смутил издателя, и THQ продолжило выпускать небольшие, но прибыльные игры, денег от которых хватило на то, чтобы к 1994 году полностью свернуть производство осязательных игрушек. Особым успехом пользовались порты на консоли с игровых автоматов, в том числе такие легендарные вещи, как Road Rush и Pit Fighter. В этой нише издательство чувствовало себя настолько комфортно, что не спешило из нее уходить даже тогда, когда конкуренты начали массово бросаться грудью на амбразуры новых консолей Nintendo 64 и PlayStation.

Наковальня успеха

В 1997 году THQ выпустила первую игру по лицензии WCW (мирового чемпионата по реслингу), которая долго купалась в лучах славы, пока не попала в руки Electronic Arts. Именно реслинговые игры надолго стали рогом изобилия для THQ.

Понимая, куда именно двигается рынок, компания стала расширять бизнес путем приобретения или же открытия новых студий. Так в активе THQ оказались такие громкие имена, как Relic, Volition, Kaos и Vigil. В это же время издательство заключает контракт с гигантами MTV и Disney, и начинает выпускать мощные лицензированные тайтлы.

Казалось бы, дела уже идти лучше не могут: в 2007 году THQ достигла пика продаж и уверенно двигалась к позиции крупнейшего издательства в мире. Помимо волн успеха от таких серий, как Dawn of War, Saints Row и Red Faction, издательство все еще наслаждалось денежным потоком от игр по реслингу и даже готовилось протянуть руку Electronic Arts. Не для дружеского рукопожатия, естественно, а для того, чтобы подвинуть ребят с пьедестала.

Путь в преисподнюю

Однако дальше, как это часто бывает, «что-то пошло не так». Подлетев слишком близко к солнцу, издательство не заметило, что крылья успеха уже начали дымиться и тлеть. Если в 2007 году акции THQ продавались по 30 долларов за штуку, то в 2012 году за одну акцию давали 70 центов. Причин такого падения предостаточно, однако сами сотрудники называют одну, которую можно охарактеризовать коротким предложением: желание конкурировать с крупными издательствами. В результате THQ стала тратить огромные деньги на разработку и лицензирование игр, которые никогда бы не окупились. Так начался долгий и мучительный спуск издательства на дно, который окончился в 2013 году закрытием компании, увольнением всех сотрудников и продажей успешных франшиз.

Пир стервятников

На труп THQ сразу же слетелись коршуны, ибо в теле издательства все еще оставалось много вкусных кусков. Так, серию Homefront быстренько выкупила Crytek, которая сегодня в гордом одиночестве ваяет Homefront 2; Koch Media приобрела бренд Metro и Saints Row; Sega успела отхватить студию Relic вместе с брендом Company of Heroes; Nordic Games выкупила Red Faction и Darksiders.

Меньше всего повезло игре Dark Millennium Online – злополучной MMO по Warhammer 40K, которую никто купить не захотел. А вот MMO-шутер Evolve нашел хозяина очень быстро (им стало издательство Take-Two) и сегодня практически готов к употреблению.

Многие до сих пор не могут поверить, что располагая столь сильными козырями, можно проиграть партию. На самом же деле все просто – выше головы не прыгнешь, как ни старайся. Очевидно, руководство THQ этой пословицы не знало.

Saints Row: The Third

Company of Heroes: Tales of Valor

Titan Quest: Immortal Throne

Дальнобойщики 3: Покорение Америки

S.T.A.L.K.E.R.: Shadow of Chernobyl