Игр по вселенной «Властелина колец» вышло множество: RPG, стратегии, многопользовательские онлайн игры, экшены. Однако таких, как Middle-earth: Shadow of Mordor еще не было – этот боевик поражает уникальной системой возмездия (Nemesis): здесь каждый противник станет для игрока личным врагом, а рожи особо жестоких орочьих капитанов еще долго будут являться в снах.
Разработчики из Monolith Productions реализовали идею, которая, скорее всего, в будущем появится во многих проектах – они выстроили иерархию среди персонажей и заставили их участвовать в конкурентной борьбе. Каждый орк в игре может, получив достаточно опыта, дослужиться до вождя. Эту систему можно и нужно использовать в своих целях: например, заявиться на поединок двух капитанов и уничтожить обоих, или подчинить урука своей воле и заставить его предать своего вождя в нужный момент.
Кроме того, все орки обладают отдельной внешностью, характерами и памятью: например, убивший главного героя рядовой солдат поднимется по карьерной лестнице и при последующей встрече с протагонистом обязательно припомнит ему его позор. Таким образом, каждый противник в Middle-earth: Shadow of Mordor может запомниться игроку надолго.
Остальные компоненты игры не столь оригинальны. Сюжет рассказывает почти стандартную историю о мести восставшего из мертвых воина за убийство своей семьи. Геймплей отсылает к сериям Assassins Creed и Batman Arkham. Тем не менее, вместе все эти составляющие работают отлично, а система Nemesis дарит игрокам совершенно новые впечатления.