Японские RPG

JRPG – поджанр RPG, для которого характерна глубокая проработка характеров игровых персонажей и очень сильная сюжетная линия, которая часто имеет сверхэпические масштабы.

Подробнее
По большому счету, большинство игр этого жанра можно назвать интерактивными фильмами с перерывами на битвы. В таких играх часто бывает очень много длинных катсцен, раскрывающих предыстории персонажей и химию между ними. Сюжет большинства классических представителей жанра практически линеен, и лишь изредка в японских РПГ можно встретить возможность выбора между концовками (которых обычно не очень много).

Да и «ролевыми» эти игры можно назвать с большой натяжкой – несмотря на то, что персонажи получают очки опыта и прокачивают свои умения, понятие отыгрыша здесь отсутствует как таковое. Немногие сюжетные развилки влияют зачастую только на получение той и иной концовки, а в большинстве случаев ваши персонажи будут вести себя ровно так, как решили сценаристы. Так что если чару суждено быть прямолинейным добряком, то как бы вы ни старались, сделать из него саркастичного злодея все равно не выйдет.

Можно сказать, что если классические «западные» РПГ пытаются рассказать сразу несколько сильно отличающихся вариантов одной и той же истории, то концепция JRPG состоит в том, чтобы рассказать эту историю как можно лучше за счет сокращения количества ее ответвлений. В итоге обычно следить за перипетиями их сюжета гораздо интереснее, чем даже у лучших представителей жанра классических ролевых игр, но после первого прохождения желание пройти еще раз обычно не возникает (разве что для поиска секретов или проверки альтернативных билдов).

Частым, но не обязательным признаком JRPG является относительно простая боевка, когда персонажи просто стоят друг против друга и по очереди наносят обычные атаки, защищаются или применяют особые скиллы. Очень часто кроме базовых скиллов у персонажей есть и особые атаки, которые становятся доступны при достижении особых условий (каноничный пример – концепция Limit Break из серии FF).

Еще одна частая фишка классических ролевок из Японии – так называемая «двухуровневая» схема перемещений, когда передвижение между локациями осуществляется на упрощенной глобальной карте, а при посещении населенных пунктов, данжей и прочих важных мест масштаб меняется на более детальный.

Само собой, все игры этого жанра выпускаются в Японии, хотя некоторые тенденции вроде упора на сюжетную линию или длинные и очень качественные катсцены постепенно просачиваются и в РПГ от западных студий. Изначально почти все JRPG были эксклюзивами для консолей, и если и портировались на ПК, то криво и после очень долгого ожидания. Локализацию на русский язык тоже часто приходилось ждать годами.

Традиционно первой игрой жанра принято считать Dragon Slayer, которая была издана в 1984 году, причем как раз для ПК. Знакомство остального мира с жанром началось двумя годами позднее, когда появилась эксклюзивная для консолей Nintendo игра Dragon Quest. А с 1987 года и по настоящее время самым известным представителем и законодателем моды жанра JRPG является легендарная серия игр Final Fantasy.

Даже в условиях постепенного стирания границ между жанрами и очередного кризиса японского геймдева, 2018 год подарил нам сразу несколько достойных новинок.

Ni no Kuni II повествует о приключениях юного, но уже свергнутого короля Эвана, который пытается создать новое королевство и мечтает об объединении всего мира в одну страну. В этой амбициозной и сложной миссии ему помогает разношерстная компашка из пиратов, инженеров и даже политиков. В бой кроме Эвана можно взять еще двух помощников, также в сражениях участвуют забавные существа фуняши – что-то вроде мини-элементалей.

Игра CrossCode, несмотря на ретро-графику в духе первых «финалок», просто с треском рвет шаблоны жанра. Во-первых, сюжет разворачивается в основном внутри другой игры, а именно выдуманной ММО CrossWorlds. Во-вторых, битвы здесь отличаются невиданной для более классических JRPG динамикой. Наконец, кроме собственно сражений и изучения хитросплетений сюжета, немалую часть времени придется посвятить решению головоломок.

Sword Art Online: Fatal Bullet – еще один пример достойной JRPG. Сюжет этого гибрида РПГ и шутера от третьего лица разворачивается в мире популярных ранобэ Gun Gale Online. Как и в случае с CrossCode, действие игры в основном происходит внутри другой игры (видимо, метагейминг окончательно стал трендом в азиатских проектах).

Также мы дождались Final Fantasy XV Windows Edition. По меркам современного геймдева, выход этой версии консольного хита для пользователей ПК произошел достаточно быстро – всего лишь через два года после выхода игры на PS 4 и Xbox One. Эта часть серии хоть и считается основной, а не побочной, но ее сюжет никак не связан с предыдущими «финалками», в соответствии с «фишкой» франшизы. Да и боевка здесь гораздо динамичней, чем в остальных номерных частях серии.

Поклонникам жанра не удастся пройти мимо Dragon Quest XI: Echoes of an Elusive Age – новой части легендарной серии, хранящей верность традициям – при относительной свежей графике ее базовый геймплей мало отличается не то что от DQ XI, а даже от Dragon Quest I. Забавно, что с точки зрения сюжета вся игра является приквелом к Dragon Quest III.