Zynga

Имя Zynga известно каждому второму обитателю соцсети Facebook, ведь именно детище Марка Цукерберга является главной площадкой для размещения продуктов этого производителя онлайн-игр. Несколько десятков игровых хитов, стремительный взлет на рынке ценных бумаг и еще более стремительное падение – все это уместилось в небольшой семилетний период истории одного из самых противоречивых издательств современности.

Подробнее

Бульдог – друг человека

История адепта индустрии социальных мини-игр началась в 2007 году, когда чикагский финансист Майк Пинкус надумал основать компанию, ориентированную на небольшие развлекательные приложения в социальных сетях. Компанию назвали по имени бульдога хозяина – Zynga (бульдог, кстати, присутствует на логотипе издательства).

Первый продукт Zynga появился спустя полгода после основания фирмы. Игра называлась Texas Hold`em Poker и оказалась достаточно популярной, чтобы привлечь 29 млн. долларов инвестиций. В этом же году Zynga покупает игру YoVille, давшую начало бесконечной череде проектов с приставкой «Ville». Игра принадлежала к жанру симуляторов жизни и была настолько похожа на The Sims Social, что компании чудом удалось избежать судебных исков от Maxis.

Поняв, что в таком щепетильном деле лучше делать что-то свое, руководство Zynga заключает контракт с Facebook и в 2009 году выпускает онлайн игру FarmVille, ставшую настоящим рогом изобилия для издательства.

Шло время, Zynga расширялась, разбрасывала филиалы по Индии, Японии, Канаде и Германии, скорость создания приложений увеличивалась, и к 2011 году в активе издательства уже числилось более десятка популярных игр, включая такие хиты, как CityVille и Mafia Wars.

Труп по имени Zynga

Казалось бы, ничто не предвещало беды, но буквально сразу же после размещения акций компании на бирже NASDAQ позиции Пинкуса всерьез пошатнулись. Уже в 2011 году чистая прибыль Zynga составляла минус 400 млн. долларов, а в 2012-ом компания «похудела» еще на 200 млн. Дальше – больше. Акции компании обесценились на 75%, были уволены сотни сотрудников, включая ведущих дизайнеров, а сам Марк был вынужден уйти с поста руководителя компании. В чем была причина такого спада?

Многие убеждены, что неудачи Zynga связаны с безнравственной моделью ведения бизнеса. Продажа бесполезных сервисов, принудительная установка «партнерских приложений», вредоносные баннеры, навязывание подписок на услуги и прочие элементы нечестной игры стали неотъемлемой частью каждой новой игры. Плюс к этому первоначальная аудитория Zynga давно выросла из симуляторов ферм, а новые игроки требовали нечто большего. В итоге компания была вынуждена закрыть более 20-ти игр и распродать часть активов.

Проблеск надежды

Впрочем, руководство компании не оставляет попыток вернуться на вершину игровой индустрии. Недавно была анонсирована амбициозная мобильная стратегия Dawn of Titans, в которой геймерам предлагается рулить гигантскими армиями. Фактически, этот проект является последним шансом издательства на выживание.