Starbreeze Studios
Starbreeze Studios – шведская студия со штаб-квартирой в Стокгольме и филиалом в Лос-Анджелесе, основанная в 1998 году членами известной шведской демо-группы Triton. С момента своего создания и до 2002 года компания называлась O3 Games, но под этим именем фирма выпустила лишь одну игру – стратегию The Outforce в космическом сеттинге 2000 года.
До 2013 года фирма занималась исключительно разработкой собственных игр, поручая их издание более крупным компаниям. При этом почти у каждой из игр шведской фирмы был новый издатель – так, вышедший в 2003 году фэнтезийный ролевой экшен Enclave издавали немцы из TopWare Interactive, выпущенный в 2004 году исторический экшен про орден Тамплиеров Knights of the Temple: Infernal Crusade был издан американской компанией TDK Mediactive, издателем одной из самых известных игр студии The Chronicles of Riddick: Escape from Butcher Bay в 2004 году стала Vivendi Universal Games.
В 2007 году стокгольмская фирма выпустила один из самых удачных своих проектов – атмосферный шутер The Darkness, созданный по мотивам серии комиксов про одержимого силами Тьмы киллера-мафиози. Издателем игры в этот раз была американская студия 2K Games. В 2009 году вышел сиквел лицензированной франшизы The Chronicles of Riddick: Assault on Dark Athena, который на этот раз издавала фирма Atari, ну а в 2012 году шведы выпустили еще один свой знаменитый шутер Syndicate, который издавала знаменитая канадская контора Electronic Arts.
Наконец, в 2013 году вышли две последние по состоянию на 2018 год игры, которые студия разработала самостоятельно. Ими стали головоломка-платформер Brothers: A Tale of Two Sons и знаменитый командный шутер про грандиозные ограбления Payday 2. Обе игры издала итальянская фирма 505 Games. При этом разработкой Payday 2 в большей мере занимался не основной офис шведской компании, а ее дочерняя студия Overkill Software, которая еще будучи самостоятельной компанией выпустила Payday, а затем была поглощена Starbreeze Studios в 2012 году.
С 2013 года Starbreeze Studios сменила редакционную политику и поручает разработку новых игр своим филиалам, тогда как стокгольмский офис занимается в основном изданием игр от сторонних разработчиков. Так, в 2016 году шведы стали издателями хоррора Dead by Daylight от канадской студии Behaviour Interactive. Другие известные игры, изданные стокгольмской фирмой – командный шутер про Вторую Мировую Raid: World War II и головоломка-платформер Inked.
По состоянию на 2018 год компании принадлежат права на издание нескольких ожидаемых громких тайтлов, среди которых лицензированный командный шутер Overkill’s The Walking Dead, платфомер Psychonauts 2 и, конечно же, грядущее продолжение популярной франшизы Payday. Но самым большим успехом в истории компании должно стать ожидаемое издание триквела легендарной киберпанковой франшизы System Shock.
В определенный момент своей истории Starbreeze Studios переквалифицировалась из разработчиков в издатели, а для создания собственных игр стала приобретать более мелкие студии. В 2017 году такая политика обошлась им в 4 миллиона долларов убытков, но уже в 2018 году компания показывает доход в 37 миллионов долларов, а к 2020 году планирует выйти на цифру порядка 240 миллионов годового дохода. Похоже, что времена единоличного доминирования Paradox Interactive в Скандинавии постепенно проходят.