Лучшие стратегии в реальном времени

Лучшие стратегии в реальном времени

Жанр RTS чрезвычайно разнообразен. Он существовал ещё до появления персональных компьютеров, а за прошедшие десятилетия оброс самыми разнообразными механиками и поджанрами. Неподготовленному геймеру очень просто потеряться в этом многообразии. Поэтому мы поможем разобраться в нём и представляем вам подборку лучших стратегий в реальном времени, в которые можно поиграть и сегодня.

Northgard

Northgard

Неожиданно нашумевшая стратегия от Shiro Games. Игрок берёт под командование один из кланов викингов, чтобы привести его к процветанию. Каждая фракция, кроме стандартных механик, имеет свои особенности: уникальные постройки и юниты, экономические условия и берсерка.

Игровой процесс проходит в реальном времени, но при этом медитативен. От вас потребуется не мгновенный микроконтроль и сотни нажатий в минуту, но правильное распределение ресурсов и точный расчёт.

В игре доступна сюжетная кампания, матчи против компьютера и два онлайн-режима. В одном открыты несколько вариантов победы: военная, «научная», по условию карты и т.п. В другом победное условие определяется случайно.

Недавно Northgard портировали на телефоны, распространяя её по покупной модели. К сожалению, онлайн-бои на этой платформе пока не доступны.

Ancestors Legacy

Ancestors Legasy

Проект от малоизвестной польской студии, рассказывающий о средневековых войнах. В восьми сюжетных кампаниях предстоит играть за четыре исторические фракции, вроде викингов или славян, возглавляемых историческими и легендарными личностями.

Игровой процесс не поражает масштабностью. В большинстве случаев армия ограниченна десятью отрядами, в каждом из которых редко бывает больше пятнадцати человек. Военачальники и вовсе в одиночестве занимают целый слот. При этом у каждого отряда накапливается опыт, поэтому просто распустить его часто очень невыгодно.

Во внесюжетных битвах всё вращается вокруг захвата деревень. Именно они вносят основной вклад в экономику вашего поселения, поэтому их нужно оборонять. А так как силы ограничены, приходится постоянно разрываться между контролем территорий и нападением на врага.

Графика и дизайн на высоте. Игра сделана на Unreal Engine 4, поэтому прорисовка солдат и окружения, анимации и эффекты радуют глаз. Оружие и доспехи реалистично-изящны, постройки крайне натуралистичны.

Проект больше рассчитан на прохождение кампании, чем на онлайн-битвы, и вряд-ли понравится любителям сетевых баталий.

Серия Stronghold

Серия Stronghold

Оригинальный Stronghold 2001-го года заинтересовал первых игроков, а Stronghold Crusaiders превратил эту серию в по-настоящему массовый продукт. Последующие части не изменяли радикально игровой процесс, внося лишь локальные изменения.

Это динамичная игра, заточенная под постоянные боевые действия и быстрые сражения между игроками. Экономика не примитивна, но очень проста по современным меркам; она лишь придаток к постоянному производству юнитов.

Присутствует обширная система фортификации. Игроки могут строить стены и башни, размещать на них стрелков и машины. Чтобы разрушать их, можно производить осадные машины и специальную пехоту с лестницами.

В противоположность этому, кампания не особо богата. Но и в ней каждый компьютерный соперник имеет свои особенности ведения боя: предпочитает разные тактики, постройки и юнитов.

Начиная со второй части, серия перешла в 3D.

Age of Empires 2

Age of Empires 2

Легендарная игра от Ensemble Studios, в которой игрок возглавит одну из исторических цивилизаций. Доступна как обширная кампания за легендарных личностей, вроде Жанны Д’Арк и Чингиз-хана, так и сетевые сражения.

Каждая фракция отличается несколькими экономическими свойствами и двумя-тремя уникальными юнитами. С ней вы пройдёте несколько эпох, от раннего средневековья до имперского времени. Чтобы победить соперника, нужно уничтожить его военной силой, либо построить и защитить чудо света. В сюжетных миссиях список условий значительно расширяется и зависит от текущего сюжета.

Оригинальная игра вышла в 1999-м году, но недавно разработчики выпустили переиздание. При этом на обе версии до сих пор активно выпускают патчи и вводят дополнительные нации. Активное игровое сообщество никогда не забывало проект, а в последнее время его популярность значительно выросла, и даже в старом издании легко найти живого соперника.

Серия Total War

Серия Total War

Одна из известнейший серий в истории игровой индустрии, посвященная управлению государством и масштабным войнам в различных сеттингах. Первая часть происходила в феодальной Японии, но потом серия побывала в античности, средневековье, новом времени и даже в фэнтезийной вселенной Warhammer: Fantasy Battles.

Вся серия построена по одному принципу. Игровой процесс разделён на две части. Глобальную карту, на которой в пошаговом режиме происходит управление экономикой, строительство, дипломатия и перемещение войск. И тактическую карту, где игрок управляет сражением конкретных армий, которые столкнулись на глобальной карте.

От части к части вносятся отдельные изменения: упрощается или усложняется дипломатия, меняется экономика или деление регионов, параметры юнитов. В зависимости от сеттинга меняется и боевая составляющая. Если в Total War: Shogun 2 под контролем игрока оказываются классические самураи и немногочисленные аркебузиры, то в Total War: Warhammer в бой идут огромные монстры и толпы фэнтезийных существ, а поле боя обильно забрасывается магией.

Самый широкий круг игроков найдёт что-нибудь для себя. Любителям затяжных боёв понравится Medieval 2, дипломатии и управления – Three Kingdoms, эстетики и красочности – Shogun 2. В большинстве частей всё ещё жив онлайн, представляющий из себя битвы настраиваемых армий. К большинству игр, особенно к более старым, активно разрабатываются любительские моды, позволяющие сыграть в сеттинге «Властелина колец» или «Игры Престолов».

Серия Company of Heroes

Серия Company of Heroes

Серия RTS про Вторую мировую. Обе игры умудряются соблюсти баланс между кампанией и сетевыми сражениями. В сюжетных миссиях игровой процесс вращается вокруг реальных исторических событий, в рамках которых игрок постепенно захватывает карту или обороняет рубежи. В битвах соперники борются за контрольные точки, приносящие победные очки (уничтожить противника тоже можно, но это намного труднее).

В кампании первой части игрок возглавляет американскую армию, во второй – советскую. Последняя вызвала обоснованную волну негодования в России из-за искажения исторических событий и издевательства над памятью предков. Общественность даже собирала подписи за запрет игры на территории РФ, но не вышло. Но, несмотря на это, чисто геймплейно, это до сих пор одна из лучших игр в данном сеттинге.

Экономика очень проста, но бои сложны и разнообразны. Множество видов отрядов и техники, реалистичные механики укрытий и подавления огнём, необходимость выстраивать оборону и прикрывать подразделения создают широкое тактическое разнообразие. Зимние бои ещё больше расширяют возможности: солдаты могут увязнуть в снегу и замерзнуть, метель снижает видимость, а следы могут раскрыть недавно прошедшие мимо отряды.

Отрядов у одного игрока относительно немного, и устроить массовое сражение можно только с участием большого количества людей. Поэтому игра остаётся популярной у любителей камерных тактических стратегий, где каждый отряд на вес золота.

Men of War 2: Assault Squad

Men of War 2: Assault Squad

Стратегия про Вторую мировую от немецкой студии Digitalmindsoft. В ней есть несколько кампаний за разные стороны конфликта, но по-настоящему проект раскрывается в сетевых боях.

Дело в том, что у каждого солдата есть личный инвентарь, поэтому любого пехотинца можно экипировать как угодно прямо в бою. Передавать ему гранаты и ремонтные наборы, забирать у погибших противников оружие и даже каски. Соответственно, у них ограничено и количество патронов, которые нужно регулярно пополнять.

Похожая история и с техникой. У каждого танка реалистичная модель пробития, а внутри сидит экипаж. После гибели машины, выжившие бойцы продолжают сражение в качестве пехоты и могут даже захватить уцелевшую вражескую технику.

Во время боя игрок может взять под контроль любую единицу: танк или человека, и самостоятельно управлять всеми её действиями: двигаться, стрелять, бросать гранаты, залегать. Настоящее мастерство заключается в грамотном переключении между этими режимами и своевременном личном присутствии на важнейших участках фронта.

Игра вышла в 2014-м году, и до сих пор не имеет равных аналогов. Онлайн сравнительно небольшой, но стабильный, и легко можно попасть даже в матч 3 на 3 или больше игроков.

Command & Conquer: Red Alert 3

Command & Conquer: Red Alert 3

Необычная стратегия 2008-го года, продолжающая альтернативную историю предыдущей части. Лидеры Советского Союза, потерпев поражение от сил Альянса, отправляются в прошлое и убивают Эйнштейна, таким образом не изобретшего атомную бомбу. Теперь СССР получает ещё один шанс, но неожиданно в конфликт вмешивается императорская Япония, не пострадавшая от ядерного оружия.

В течении трёх кампаний игрок знакомится с юнитами и механиками и приводит к победе одну из сторон. А дополнение Uprising добавляет ещё четыре мини-кампании и два дополнительных одиночных режима.

Главное в проекте – неповторимый визуальный стиль и специфический юмор. СССР посылает в бой боевых медведей, огромные дирижабли «Киров» и блокирует урон абсолютной системой защиты «Железный занавес», а Япония конструирует огромного робота-самурая для захвата мира.

Серия никогда не славилась балансом, и эта часть не исключение. Поэтому сетевые бои скудны и быстро надоедают. Но одиночное прохождение займёт не один десяток часов и подарит незабываемые воспоминания.

Warhammer: 40000. Dawn of War 1 и 2

Warhammer: 40000. Dawn of War 1 и 2

Игры от создателей Company of Heroes. В них игрок попадает в жестокий мир Warhammer: 40000 с умирающим человечеством и многочисленными ксеносами, угрожающими ему. Части кардинально отличаются друг от друга, но остаются одними из лучших работ в своём жанре.

Первая игра – классическая RTS с постройкой базы и наймом отрядов. Система укрытий и захвата точек перекочевала из первой Company of Heroes, поэтому сетевые баталии тут так же динамичны и тактически разнообразны. Кампания же повествует о бесконечной и кровавой войне между непримиримыми космическими соперниками.

До сих пор активен онлайн. В мастерской Steam многие фанаты создают моды, которые могут использоваться и в сетевой игре. Поэтому сейчас сражения превратились в масштабные битвы с сотнями юнитов и огромными машинами, достойными лора известной вселенной.

Вторая часть – заточенная под сюжетную кампанию камерная стратегия. Игроку выдают несколько бойцов-космодесантников с небольшими отрядами. Каждого можно прокачивать и различно экипировать. Все они – основные действующие лица истории. Игровой процесс заключается в решении всё новых тактических задач наличными силами.

Сетевая игра превратилась в мелкие стычки за ключевые объекты. У игрока максимум 5-10 маленьких отрядов, отстраивать базу нельзя. Но и такие сражения нашли своих поклонников, поэтому онлайн до сих пор активен. Кроме того, есть совместный режим выживания, в котором придётся обороняться от бесконечных волн врагов и прокачивать своего командира.

Star Wars: Empire at War

Star Wars: Empire at War

Древний, но совершенно не потерявший актуальности проект по известной вселенной. Кроме сетевых схваток доступны кампания и режим захват галактики, в котором предстоит контролировать общую экономику десятков планет и стратегически распределять между ними войска.

В игре два типа битв: космические и наземные. Наземные – это классическая RTS со строительством своей базы, уничтожением вражеской и захватом нейтральных объектов. В режиме захвата галактики у нападающей армии не будет опорного пункта, и справляться придётся наличными силами. Космические – тоже RTS, в которой всё будет вращаться вокруг космических станций, которые самостоятельно производят юниты и ресурсы.

В игре всего три фракции: империя, повстанцы и бандиты, но у каждой свой уникальный набор пехоты, техники и кораблей. А неравнодушные фанаты продолжают создавать и регулярно обновлять десятки модификаций.

На данный момент это единственная живая стратегия по Star Wars и достойный представитель своего жанра.

StarCraft II

StarCraft II

Классический StarCraft произвёл революцию в жанре, и Blizzard решили разработать продолжение, представляющее всё лучшее на новом графическом движке. У них это получилось вполне.

StarCraft II много лет привлекает новых игроков и удерживает старых. По мнению большинства, это стратегия с идеальным балансом сторон, которая требует от игрока высокого навыка. Простая экономика грамотно сочетается с десятками уникальных юнитов, обладающих особыми способностями. Это порождает широкое тактическое разнообразие и, по прошествии десятка лет, игроки до сих пор продолжают находить всё новые решения.

В игре активный онлайн, хорошо развит киберспорт. Для любителей истории и харизматичных персонажей подойдёт кампания с различными игровыми условиями и дополнительными юнитами, которая затягивает на десятки часов. Это одна из лучших игр жанра, подходящая самому широкому кругу игроков.

Supreme Commander

Supreme Commander

Легендарная игра от Gas Powered Games, стоящая особняком от современников. В то время, когда конкуренты создавали камерные стратегии с кучей уникальных механик юнитов и быстрыми партиями, эти разработчики сделали упор на массовые сражения сотен единиц техники.

Бои проходят на картах размером до 20км2. Батальоны танков, эскадрильи самолётов и флоты сталкиваются на обширном фронте. После достаточного развития базы становится доступно атоиное оружие и прототипы: огромные юниты, способные уничтожать целые армии. Игроки будут управлять передвижными заводами, прямо на ходу создающими технику; летающими тарелками, убивающими всё живое под собой; и даже пушками, стреляющими на другой конец карты.

Экономика построена на непрерывной добыче ресурсов. Потребуется строить и оборонять многочисленные генераторы и фабрики, захватывать и контролировать места добычи. Рабочие корабли могут даже разбирать погибшую технику и здания.

В центре всего – командующий. Это универсальный юнит, способный строить здания и уничтожать врагов, опасный и выносливый. Но и столь же уязвимый, ведь при гибели командующего игрок проигрывает.

Графика и дизайн не слишком красочны, юниты разнообразны внешне, но не слишком уникальны в отношении механик и способностей. Экономика не сложна, но неподготовленному игроку может показаться громоздкой. Однако, игра идеально подходит любителям масштабных столкновений и долгих (более получаса) партиях.

Stellaris

Stellaris

Paradox Development Studio, прославившаяся в своё время нашумевшими Hearts of Iron и Europa Universalis, решилась на эксперимент и выпустила глобальную стратегию в космическом сеттинге. Риск полностью оправдался, и новый проект стал вехой в игровой индустрии, собрал армию фанатов и привлёк внимание разработчиков к научно-фантастической тематике.

Игрок возглавляет целую космическую расу, взаимодействуя с соседями и постепенно осваивая галактику. Каждая раса свободно настраивается перед партией и имеет индивидуальный набор особенностей. Она приспособлена к жизни на определённых типах планет, использует определённый вид технологий и устроена на конкретных социальных основаниях.

Вы можете выбрать агрессивных милитаристов-рабовладельцев, которые будут разрушать всё вокруг и подавлять другие культуры. Или религиозных пацифистов, уважающих чужое мнение и стремящихся к мирному сосуществованию. Конечно, возможны и религиозные милитаристы, насаждающие свой культ и подавляющие инакомыслие. Словом, вы сможете удовлетворить практически любые научно-фантастические фантазии.

На протяжении партии вам предстоит следить за экономикой, вплоть до экономики отдельных планет, строить и улучшать флоты, осваивать новые технологии. Нужно постоянно исследовать, колонизировать, расти, разрешая при этом многочисленные внутренние и внешние конфликты, как политические, так и военные. Ведь как бы пацифичны вы ни были, остальные не обязаны соглашаться с вами.

Одна партия может длится не один десяток часов, а их количество потенциально неограниченно. Доступен также кооперативный режим, в котором могут участвовать несколько игроков против компьютерных соперников или без последних. Эта игра действительно затягивает и, если вы решитесь потратить на неё это время, сможет радовать вас долгие месяцы.

Серия Warcraft

Серия Warcraft

Легендарная серия, заложившая основы современных RTS. В ней впервые появилась возможность отдавать команды нескольким юнитам одновременно, герои и сюжет, не уступающий по увлекательности игровому процессу.

Вторая часть принесла популярность Blizzard, а третья расширила игровые возможности: новые движок и дизайн, дополнительные расы, новый продвинутый редактор карт. История Арториаса так зацепила игроков, что они десятки раз перепроходили игру; а когда надоедало, отправлялись в мультиплеер; когда надоедал и он, скачивали пользовательские карты.

Недавно вышло переиздание WarCraft III: Reforged, и старые сервера больше не поддерживаются. Но фанаты до сих пор играют и в оригинальную версию на сторонних серверах или по локальному соединению. Так что сейчас самое время приобщиться к классике игровой индустрии в любом удобном варианте.

Rise of Nation

Rise of Nation

Необычный гибрид Civilization и Age of Empires, по странному стечению обстоятельств не получивший широкой известности.

Играть предстоит за одну из наций, которая пройдёт путь от древности до современности, добывая ресурсы, строя города, воюя и возводя чудеса света. И всё это происходит в реальном времени! Игрокам предстоит делить территорию, воевать и договариваться, создавая для себя наиболее выгодные условия.

Кроме этого, доступно несколько глобальных режимов, в которых предстоит захватывать поделённый на провинции мир в серии сражений.

Поклонники никогда не переставали играть в неё, а в 2014-м году игра получила переиздание и теперь официально доступна для покупки.

They Are Billions

They Are Billions

Стратегия в стимпанковском сеттинге, в которой предстоит сразаться с зомби. Доступна кампания с разнообразными миссиями и одиночные сражения на генерируемых картах.

Игроку предстоит захватывать ресурсы, отстраивать базу и оборонять её от периодически приходящих орд зомби. Видов юнитов и врагов не много, но все они уникальны. Экономика довольна проста и обыкновенна для подобных стратегий.

Игровой процесс довольно аркаден и рассчитан на весёлый отстрел зомби, порой превращается в tower defence и только изредка бросает вызов.

Серия Anno

Серия Anno

Несколько очень похожих друг на друга игр про строительство городов и развитие экономики. Ваши поселения нужно развивать: удовлетворять потребности жителей, строить предприятия и транспорт. Всё это приносит различные ресурсы и товары, которые нужно использовать для выстраивания производственных цепочек, которые ещё быстрее вырастят экономику.

В каждом сценарии есть соперники, расширяющие или ограничивающие ваши возможности. С ними можно торговать, но они могут и мешать вам развиваться. Например, объявить войну и нападать на корабли, которые перевозят ресурсы между городами.

Разные части происходят в разном сеттинге: от XVIII века до недалёкого будущего.

The Settlers 7

The Settlers 7

Экономическая стратегия непрямого контроля. Здешним юнитам вы не сможете отдавать приказы непосредственно, только ставить задачи и организовывать условия их выполнения.

Экономика похожа на таковую в Anno. Игрок так же должен выстраивать производственные цепочки, получая всё более сложные товары. Разные типы жителей предъявляют разные требования, и не станут жить в поселении, если там нет нужного товара.

Есть и военная составляющая. Можно строить фортификации и нанимать отряды. Армию нужно содержать, для особых юнитов понадобятся особые ресурсы.

Доступны режим кампании, одиночных и сетевых сражений. Для победы нужно выполнить определённое количество условий раньше противников, поэтому уничтожать их не обязательно.

Majesty: The Fantasy Kingdom Sim

Majesty: The Fantasy Kingdom Sim

Вышедшая в 2000-м году, первая Majesty завоевала симпатии игроков. Идея оказалась простой, но гениальной: а что, если игрок окажется с другой стороны фэнтезийного мира, будет не выполнять задания, а выдавать их?

Вы должны обустраивать город, строить гильдии и магазины, нанимать героев. Каждый из них индивидуален и действует полностью самостоятельно. Можно только выдавать задания и обещать награду, а они сами решат, хотят выполнять её или нет. Некоторые будут убивать монстров бесплатно, стремясь прославиться, а другие и пальцем не пошевелят без обещания серьёзной суммы.

Все карты генерируются случайно, даже в кампании. Сложность растёт и, если в начале всё проходит просто, то под конец нужно сильно постараться для победы. К сожалению, доступна только одиночная игра.

Homeworld

Homeworld

Космическая стратегия в реальном времени, впервые введшая механику трёхмерного космоса, в котором корабли могли свободно перемещаться.

Игровой процесс построен вокруг материнского корабля – огромной базы, в которой сосредоточены все исследования, производство, и вообще вся экономика. Остальные корабли играют вспомогательную роль: воюют, добывают ресурсы, помогают в строительстве.

Для победы нужно уничтожить вражеский главный корабль. Потом можно отстроиться, произвести дополнительную армию и отправиться на следующую миссию.

Доступен только режим одиночного прохождения. Недавно разработчики выпустили ремастер, подтянув графику и оптимизировав игру под современные системы.