С тех пор, как человек научился мыслить, он боится смерти. А еще больше – мучительной смерти. За этим страхом скрывается не столько боязнь боли, сколько страх неизвестности, именно поэтому многие из нас так боятся темноты или глубины. Страх – один из важнейших механизмов выживания вида, но человечеству было мало бояться реальных опасностей, оно стало фантазировать и придумывать новые угрозы. И что самое страшное – верить в них.
Не исключено, что первые ужастики появились еще до того, как человечество научилось их записывать. Монстры вроде вампиров, оборотней, демонов, злых призраков пришли в сегодняшнюю массовую культуру из литературы прошлых веков, а в нее перекочевали из мифов, чей возраст и вовсе невозможно установить точно. Фильмы ужасов стали появляться с момента зарождения кинематографа, то же касается и игровой индустрии. И это еще раз доказывает, что человек очень любит попугаться, находясь при этом в безопасности, думая «это все выдумки» или «со мной такого точно не произошло бы».
Неудивительно, что большинство хорроров, как в литературе, так и в фильмах и играх, завязаны на мистике. Это, пожалуй, самая благодатная почва, ведь ничто не пугает так, как нечто непознанное, непонятно откуда взявшееся, обладающее сверхъестественными силами. Однако не менее популярны монстры-люди – маньяки, сумасшедшие убийцы или хладнокровные мучители.
Страх тоже бывает разным – одно дело испугаться заглянувшего в ваше окно безликого Слендермена, другое – изо дня в день бояться преследователя, бояться стать жертвой, например, религиозного культа или тоталитарного режима. Да и испугать можно по-разному, порой достаточно лишь хорошо выдержанной мрачной и гнетущей атмосферы. Однако резкое «бу!» – хоть и клише, но отлично справляется со своей задачей, поэтому от него вряд ли когда-нибудь откажутся как в кино-, так и в игровой индустрии.
Что касается инди игр, их популярность продолжает стремительно расти, и не в последнюю очередь это касается и хорроров. Да, проекты независимых разработчиков не могут похвастаться такой масштабностью, как игры крупных компаний, однако у них есть неоспоримое преимущество. В отличие от проектов с большим бюджетом и размахом инди игры не знают тех ограничений, которые накладывают издатели, поэтому фантазия разработчиков может развернуться вовсю, благодаря чему и появляются действительно уникальные, атмосферные и захватывающие игры с потенциально широкой аудиторией, ведь большинство из которых подходят даже для слабых ПК.
The Binding of Isaac
Кого-то может удивить, что именно The Binding of Isaac возглавляет наш топ инди хорроров. На первый взгляд и монстры здесь не страшные, и сама игра – просто добротный рогалик с разнообразными противниками, боссами, оружием и плюшками на каждом уровне.
По-настоящему страшной игра становится, если вникнуть в ее суть. Фанатично религиозная мать решает принести в жертву богу своего маленького сына Айзека, поэтому мальчик вынужден прятаться в подвале, населенном разными тварями. Эти твари – не что иное, как плоды воображения ребенка с травмированной психикой, отражения качеств самого Айзека, его страхов, порожденных горе-мамашей. И от этого становится жутко.
Outlast
Психиатрическая лечебница – тема избитая, но в Outlast она нашла потрясающее воплощение. Главный герой игры – амбициозный и морально стойкий журналист, отправившийся в скандальную психбольницу, в которой, если верить слухам, проводят бесчеловечные эксперименты над больными. И уже на входе его встречают кишки, кровь, мясо. Его задача – отснять материал и выйти живым.
Атмосфера игры поистине жуткая и пугающая, но бросить все и спрятаться под одеяло не хочется, тянет дальше исследовать страшные коридоры лечебницы. А в них можно встретить буйных искалеченных психов, мечтающих оторвать вам голову, несчастных больных, прячущихся и стенающих, или молчаливого типа в смирительной рубашке, который будет просто следовать за вами, нагоняя еще больший ужас.
Five Nights at Freddy’s
Пройдя эту игру, слишком впечатлительные могут заработать новую фобию и начать всерьез бояться кукол и плюшевых игрушек. Или загореться желанием пройти всю серию. На самом деле пугать вас будут кровожадные роботы-аниматроники, выглядящие, например, как улыбающийся кролик или медведь, пока вы будете выполнять обязанности ночного охранника в пиццерии, где и живут порождения робототехники и чистого зла.
Five Nights at Freddy’s наполнена скримерами под завязку. Но они настолько качественные, что придираться к этому не хочется. Монстры двигаются только тогда, когда на них не смотришь, поэтому как знать, вдруг медведь-убийца уже стоит за спиной?
Amnesia: The Dark Descent
Хоть в Amnesia: The Dark Descent полным-полно разного рода клише, как ни странно, обилие шаблонных приемов ничуть не портит игру, да и сюжет получился действительно интригующим. Здесь есть все: скримеры, нагнетание саспенса, монстры, от которых спастись можно лишь бегством, проклятья, таинственные артефакты и даже история о продаже души дьяволу.
Наш протагонист просыпается на полу в старинном замке, ничего не помня (однако в процессе игры в его памяти все же начнут всплывать отрывки из прошлой жизни, проливающие свет на то, что здесь творится). Но главная фишка не столько в амнезии, а столько в паническом страхе темноты, от которого страдает герой. А темнота его окружает постоянно и все больше калечит из без того расшатанную психику.
SOMA
SOMA создали те же люди, что и предыдущую игру – разработчики из Frictional Games. Повествование начинается с заурядного утра – наш герой просыпается в своей квартире, по вещам, которые в ней находятся, мы узнаем его историю. Он получил тяжелую травму головы, так что теперь ему требуется сканирование мозга. И герой отправляется к врачу. Но после сканирования он оказывается не в больнице, а в лаборатории где-то в океанских глубинах. Тут-то и начинается хоррор.
Помимо того, что игра пугает, она еще и поднимает ряд философских вопросов о человеческом сознании, заставляет строить собственные догадки и по-разному интерпретировать происходящее.
LIMBO/INSIDE
Между этими двумя проектами Playdead много общего – та же гнетущая атмосфера, то же чувство безысходности, та же тревожность. Эти игры не пугают в привычном смысле, но в начале прохождения оба проекта заронят зерно страха, которое будет постепенно прорастать с каждым новым уровнем.
В INSIDE разработчики довели до совершенства то, что начали в LIMBO: завязанные на физике головоломки стали разнообразней и проще – они заставляют пошевелить мозгами, но не принуждают подолгу сидеть на месте в ущерб сюжету и тем ощущениям, которые игра призвана вызывать. Оба проекта однозначно достойные и стоят потраченного на них времени.
Darkwood
Darkwood – это survival horror со всеми вытекающими. Протагонист оказывается в жутком процедурно генерируемом лесу, где ему приходится что-то собирать, что-то крафтить и всячески выживать. Днем здесь даже можно встретить персонажей, которые не хотят вас убить, с ними можно попытаться поторговать.
Но все, что остается ночью – бежать в убежище, баррикадироваться и молиться, чтобы к вам не пробрались всякие жуткие твари. Впрочем, лес и днем не так уж безопасен, просто противники выглядят не так зловеще, да и солнечные лучи добавляют уверенности.
Downfall
Downfall – глубокий психологический триллер, который во время прохождения не раз заставит задаться вопросами типа «что здесь на самом деле происходит?» или «а это точно все реально?». Сюжет завязывается вполне жизненно: главный герой хочет наладить отношения со своей девушкой (у которой, кажется, не все в порядке с головой) и отправляется вместе с ней за город отдохнуть от суеты в уютном отеле. Но вдруг возлюбленная пропадает и вокруг начинает твориться что-то непонятное.
Помимо сюжета, примечательна в Downfall и графика – подобная рисовка и вовсе редко встречается, а для инди хорроров, вероятно, и вовсе уникальна.
The Forest
The Forest отправляет игрока в настоящий ад каннибалов. Главному герою не повезло после крушения самолета очнуться на острове, где всем заправляют жуткие людоеды. Они утащили его сына, так что теперь придется искать способ спасти мальчика и не быть съеденным самому.
От аборигенов не приходится ждать ничего хорошего – выглядят они устрашающе, никаких шансов договориться с ними нет, чужак для них – всего лишь бегающий кусок мяса, которым можно почавкать у костра. Если днем на острове не так и страшно, то по ночам приходится действительно туго. К тому же герою и самому придется искать себе еду и пытаться не замерзнуть.
Layers of Fear
Layers of Fear – это путешествие по закоулкам воспаленного разума протагониста – безумного художника, концептуальный триллер с глубоким психологизмом, не лишенный, однако, и банальных скримеров.
Главный герой блуждает по коридорам особняка, постепенно раскрывая трагическую историю своей семьи. Вот только особняк будто живет собственной жизнью, он постоянно меняется – там, где минуту назад была дверь, может оказаться еще один коридор. Порой поворачивать голову становится страшно, ведь за спиной может оказаться нечто зловещее и опасное как минимум для психики.
Penumbra Overture
Это уже третья игра в нашем списке, разработанная Frictional Games. Penumbra не станет пугать игрока реками крови и горами трупов. В конце концов, кого этим удивишь? Да и графика не способна вызвать восхищение. Вроде бы в геймплей не внесли ничего революционного и разительно отличающего от сотен других инди хорроров. Но…
Благодаря повышенной интерактивности игра заставляет слиться с героем – почувствовать, как тяжело таскать туда-сюда разные предметы, крутить вентили и прочее. А значит, и графика не помешает испугаться, с таким-то погружением. А ему способствует еще и качественное, страшноватое звуковое оформление.
Knock-knock
«Тук-тук-тук» погружает игрока в мир не совсем психически здорового ученого. Он все время блуждает по своему дому и окрестностям то ли наяву, то ли во сне. А может, где-то между. Его задача – навести порядок, но дом не поддается, комнаты то и дело меняются, в них появляются незваные гости, от которых приходится прятаться, ибо никакого вреда герой им причинить не может. Впрочем, как и они ему.
Когда осознаешь это, страх отступает. Но полностью от него избавиться может и не получиться из-за целой палитры странных звуков. Представьте, будто хотите открыть дверь в одну из комнат собственного дома, и вдруг кто-то стучит в нее с другой стороны. Ну не ужас ли?
Slender: The Arrival
Слендермен – вымышленный персонаж, появившийся на свет только в 2009 году. Но за свою пока недолгую жизнь он научился доводить реальных людей до реальных убийств и самоубийств. Чем же так страшен высокий тощий «человек» в костюме? А тем, что никто не знает, откуда он взялся, почему у него нет лица, зачем он похищает людей и что с ними делает.
Естественно, он не мог не проникнуть и в игровую индустрию. Slender: The Arrival – вторая игра об этом долговязом монстре, в которой вам придется попытаться не стать его жертвой и убежать, ведь драться с ним бесполезно. Помехи в работе электроприборов подскажут, что Слендермен рядом.
Если вы читаете это ночью, не смотрите в окно – он любит наблюдать за своими жертвами сквозь стекло, и постарайтесь выбросить его из головы, ведь Слендермен забирает тех, кто о нем думает.
Among the Sleep
Даже взрослые порой боятся выйти среди ночи в коридор собственного дома, заглянуть под кровать или засыпать с выключенным светом. Что уж говорить о двухлетнем ребенке? А именно такую роль и придется примерить на себя в Among the Sleep.
Несмотря на милое начало и, казалось бы, совсем не страшный сеттинг, за несколько часов игры по телу не раз пробежит дрожь. Дети ведь все видят иначе, и путешествие по спящему дому, который ночью трансформируется в нечто совершенно иное и враждебное, может стать настоящим кошмаром. Прекрасная работа разработчиков со звуком только усугубляет ощущение тревоги. Благо, у нас есть мишка, подаренный заботливой мамой, с ним не так страшно.
SCP: Secret Laboratory
Если вы играли в SCP – Containment Breach, то эта игра покажется вам знакомой, ведь, по сути, это то же самое, только теперь с мультиплеером. Если не играли, то для начала следует разобраться с тем, что такое SCP Foundation. Это продукт коллективного творчества, описывающий деятельность некой организации, которая занимается поимкой, изоляцией и изучением разного рода аномальных существ и объектов, в виде отчетов в научно-академическом стиле. Проект оброс огромным количеством таких отчетов, до жути правдоподобных, и множеством рассказов – советуем ознакомиться на досуге, но лучше не на ночь глядя.
Игра же повествует о том, как вследствие массовых беспорядков аномалиям удалось вырваться на свободу. Среди них есть, например, чумной доктор, превращающий людей в зомби, жуткая живая скульптура, которая передвигается только тогда, когда на нее не смотрят, и ломает шеи, тощий длиннорукий Скромник, который убьет вас, стоит лишь задержать на нем взгляд. И со всем этим придется столкнуться лицом к лицу.