GSC Game World

В феврале 1999 года на выставке Millia, проходящей в Каннах, появилась группа подозрительных лиц, говорящих на английском с жутким славянским акцентом. Группа продемонстрировала свой игровой проект WarCraft 2000 – римейк легендарной Warcraft 2, причем продемонстрировала не кому-нибудь, а самой Blizzard. Именно так мир узнал о киевской студии GSC Game World, подарившей ему две культовых серии: «Казаки» и «Сталкер». В Каннах студию ждал полный провал – «Близы» от игры отказались, а группа лиц вернулась домой, доделывать куда более масштабный проект, который, как окажется позже, сделает компанию ключевым игроком на рынке СНГ.

Школа делу не помеха

Имя GSC Game World неразрывно связано с генеральным директором Сергеем Григоровичем, которому на момент основания студии едва стукнуло 16 лет. Представьте себе удивление людей, когда собеседование с ними проводил юнец, едва закончивший школу. А ведь многие из них были уже тогда серьезно бородаты, а некоторые, как например, Андрей Прохоров (основатель компании 4A Games), работали авиаконструкторами.

Собрав команду из 15-и человек и утрамбовав ее в двухкомнатную квартиру, Григорович повел новоиспеченную студию в светлое будущее. Стремлению к успеху не помешали ни первые неудачи, ни бедственное финансовое положение компании. В 2001 году GSC выпускает своего первого «золотого теленка», историческую стратегию «Казаки», которая стала главным конкурентом блистающей тогда Age of Empires.

В этом же году из недр студии выходит шутер Venom, в котором игроку полагалось управлять сразу двумя солдатами. Шутер оказался веселым, задорным, но… провальным. Двумя годами позже выходит очередной эксперимент GSC Game World – гонка на ховеркрафтах Hover Ace, судьба которой была примерно такой же, как и судьба Venom. После этого Григорович и Ко решили прекратить баловство и, засучив рукава твидовых пиджаков, занялись стратегиями. К 2004 году студия выпускает две неплохих RTS: «Завоевание Америки» (что-то вроде «Казаков», но с индейцами и европейцами) и «Александр» — первую игру на наших просторах, которая была создана по кинолицензии. Между этими двумя проектами затесался адреналиновый сетевой шутер FireStarter, в целом достойный, но до уровня UT и Quake не дотягивающий.

Пикник на обочине Чернобыля

А что же Сталкер, спросите вы? А Сталкера начали делать еще в 2000 году, когда к Григоровичу со своими наработками пришла группа никому неизвестных программистов. К 2002-му был готов один уровень «Пирамида», который сами разработчики называли клоном Half-Life. Однако уже к 2003 году «Сталкер» приобрел черты ядерной смеси из Чернобыльской зоны и «Пикника на обочине» Стругацких. Выбрав в качестве издателя тогда еще солидную THQ, команда усиленными темпами ваяла свое главное детище и в 2007-ом S.T.A.L.K.E.R.: Тень Чернобыля, наконец, появляется на прилавках. Поняв, что сорвали джек-пот, GSC Game World тут же принимаются развивать успех, в результате чего появляется еще две игры серии: Чистое Небо и Зов Припяти.

Распад

Уже в 2009 году, после выпуска Зова Припяти, стало понятно, что возможности движка X-Ray себя исчерпали. По замыслу создателей, S.T.A.L.K.E.R. 2 должен был выйти на совершенно новом движке, который создавался на замену X-Ray. Однако планам команды так и не суждено было сбыться. В декабре 2011-го, через 10 месяцев после того, как Ernst & Young признали Сергея Григоровича «предпринимателем года», директор GSC Game World собрал работников студии на самую короткую планерку в истории компании: «Я принял решение прекратить разработку «Сталкера». Прощайте» — этой фразой ознаменовался конец одной из самых популярных серий на просторах СНГ. Итогом демарша Григоровича стал распад команды, прекращение всех работ и исход большинства сотрудников в студию Vostok, где зародилась идея постапокалиптического шутера Survarium.

Тяга бывших работников GSC к теме постапокалипсиса оказалась вещью фундаментальной. Еще 2006 году, после внутреннего конфликта из компании ушло несколько ключевых программистов, которые впоследствии основали 4A Games – студию, ответственную за появление культового шутера Metro 2033. Таким образом, оба осколка GSC стали делать то, чем занимались и до распада, то есть, создавать мрачные, депрессивные миры с упором на выживание. Сама же GSC Game World неожиданно возродилась в 2015 году с серией, которая подарила ей известность – «Казаками».