Fatshark

Fatshark – студия из Стокгольма, которую создали выходцы из небольшой конторы Northplay, а именно Мартин Валунд, Рикард Бломберг, Йоаким Вальстрем и Йохан Йонкер. Примечательно, что к моменту образования Fatshark ни один из ее создателей не имел опыта самостоятельной разработки игры от начала до конца, так как Northplay тогда занималась в основном выполнением аутсорсинговых заказов крупных студий.

Тем удивительнее тот факт, что уже первая игра Fatshark, вышедший в 2010 году онлайн-шутер в вестерн-стилистике Lead and Gold: Gangs of the Wild West, принесла студии хорошие прибыли и положительный фидбек как от критиков, так и от рядовых геймеров. А вот выпущенный год спустя платформер Bionic Commando Rearmed 2 уже продавался значительно хуже, да и критики были к нему не очень благосклонны.

Первой игрой, которую шведская студия не только самостоятельно разработала, но и издала, стал паззл Hamilton’s Great Adventure. Несмотря на то, что с самого своего создания студия позиционировала себя как «разработчики, любящие кооперативные игры», элементов кооперации в этом паззле почти не было.

Не принесла успеха Fatshark и вышедшая в 2012 году постапокалиптическая тактическая РПГ Krater, в которой небольшой отряд выживших рассекал по развалинам Швеции. Возможно, из-за выбора сеттинга игра так и не добилась широкой известности в мире, так и оставшись продуктом в основном для внутреннего рынка.

А вот выпущенный в том же году исторический онлайн-экшен War of the Roses вернул компании и благосклонность критиков, и любовь простых геймеров. Иначе и быть не могло, ведь эту игру издавал монстр шведского геймдева Paradox Interactive.

Казалось, студия наконец нащупала жанр, в котором у нее все выходит гораздо лучше. И действительно, зарубы простых рыцарей времен Войны Роз получились отменнейшие. Неудивительно, что следующая игра компании, вышедшая в 2014 году War of the Vikings, следовала той же концепции, поменяв лишь сеттинг. Но успех в этот раз был значительно скромнее.

Поэтому Fatshark решила в очередной раз сделать разворот в своем творчестве, выпустив все в том же году survival horror под названием Escape Dead Island. Его продажи не впечатляли, а многие критики вообще разнесли эту игру в прах.

Попробовала свои силы фирма и в популярном жанре МОБА, выпустив в 2015 году Bloodsports.TV, действие которой происходило в сеттинге от Krater. Как и следовало ожидать, успех этой игры оказался примерно на том же уровне.

Возможно, так и канули бы ребята из Стокгольма в забвение, подобно множеству других мелких студий. Но в том же 2015 году они создали игру Warhammer: End Times – Vermintide, в которой совместили ураганный экшен в духе своих же War of the Roses с командным шутером а-ля Left 4 Dead. Ну а мрачная вселенная фэнтези Вархаммера стала вишенкой на торте, принеся студии заметные прибыли и очень позитивный фидбек.

В 2018 году Fatshark выпустила сиквел Warhammer: Vermintide 2, который не только повторил, но и заметно преумножил успех оригинала. Хочется верить, что время метаний для шведов закончено, и уровень всех их последующих игр будет неуклонно расти.