ChangYou

ChangYou – пекинская компания, которая изначально была всего лишь специализирующейся на поддержке ММО-проектов «дочкой» китайской корпорации Sohu. В 2009 году ChangYou отделилась от материнской компании и сразу же вышла на американскую биржу NASDAQ.

Самый популярный проект компании, принесший ей огромную прибыль и несколько лет удерживавший звание самой популярной ММОРПГ в Китае – созданная по мотивам китайской литературной классики Tian Long Ba Bu («Восемь полубогов»), изначально вышедшая в 2002 году. Права на эту игру достались фирме от материнского концерна Sohu, а издается она в основном в Китае и Турции (где известна как Dragon Oath).

Общее количество подписчиков проекта к 2018 году превысило отметку в 300 миллионов человек. Кроме огромной прибыли, игра принесла своим создателям и многочисленные награды, самая знаковая из которых – «Лучшая китайская онлайн-игра» по версии ChinaJoy (2006, 2007, 2008, 2009 и 2010). «Восемь полубогов» также были удостоены попадания в список пяти самых прибыльных игр в 2009 году по версии журнала Forbes.

Другие известные проекты ChangYou издавались как в Китае, так и на международном рынке. Самые известные из них:

  • Blade Wars – вышедшая в 2007 году изометрическая ММОРПГ, созданная под влиянием восточных боевых искусств. В 2010 были открыты европейский и североамериканский сервера этого проекта.
  • Zentia – вышедшая в 2010 году ММОРПГ в сеттинге китайских сказок, которую отличал фирменный юмор, уникальная система классов, вдохновленных китайскими и индийскими преданиями, и широкие возможности крафта различного шмота. В Китае игра пользовалась огромной популярностью, а вот американские и европейские сервера пришлось закрыть уже через два года после их запуска.

При этом для всех этих проектов ChangYou была лишь издателем, а не разработчиком. Только в 2011 году компания купила студию 7Road, специализирующуюся на разработке браузерных игр, что позволило пекинской фирме добавить в свое портфолио и игры собственного производства.

Впрочем, издательская деятельность все равно остается основой доходов фирмы. Начав с поддержки игр исключительно китайских производителей, ChangYou постепенно расширила сферу своей деятельности и в 2012 году приобрела исходный код и права на закрытую к тому времени известную ММОРПГ Shadowbane, разработанную американской компанией Wolfpack Studios. К сожалению, к 2018 году обещанное продолжение этой игры, получившее название World of Shadowbane, так и не вышло и новостей о прогрессе его разработки нет.

Ежегодные доходы ChangYou к 2018 году составляют в среднем 500 миллионов долларов в год, что делает эту фирму по китайским меркам пусть и достаточно крупной, но не гигантской. При этом до 2015 года эта цифра составляла порядка 700 миллионов, что явно говорит о том, что эксплуатация игр, доставшихся компании в наследство от Sohu постепенно становится все менее прибыльной, а новые проекты китайской студии не могут даже приблизиться к грандиозному успеху древней Tian Long Ba Bu.