Kabam

Kabam – международная компания с главным офисом в канадском Ванкувере и двумя крупными филиалами в США, а именно в Сан-Франциско (Калифорния) и Остине (Техас).

Студия была создана в 2006 году и изначально специализировалась на разработке игр для социальных платформ Facebook и MySpace. В 2015 году фирма объявила о смене стратегии – с этого момента она в большей мере посвящает себя разработке высококачественных игр для смартфонов. Всего с момента основания по состоянию на 2018 год Kabam выпустила 71 игру, издала 32 игры сторонних разработчиков, а также поглотила 10 независимых студий.

Кроме разработки и издания игр, в целом Kabam славится смелым обращением со своими и чужими активами – студия никогда не стеснялась приобрести более слабого конкурента ради прав на хорошую игру или избавиться от потерявшего популярность проекта, передав права на него другой компании.

В начале своей истории фирма была известна под названием Watercooler. Самой известной игрой, выпущенной компанией в этот период, стала MMORTS Kingdoms of Camelot, вышедшая в 2009 году для Facebook. К тому моменту в разные игры компании в этой социальной сети играло уже порядка 25 миллионов человек. Эта игра стала еще одним примером фирменной бизнес-стратегии Kabam – когда в 2014 возможности монетизации игры были почти исчерпаны, а количество игроков начало неуклонно снижаться, фирма продала ее студии RockYou.

В 2010 году студия изменила свое название на Kabam. В том же году компания произвела свое первое поглощение – в ее структуры вошла студия WonderHill, известная по игре Dragons of Atlantis. В 2013 году компания стала акционерной, ее активы в момент выхода на биржу были оценены в 700 миллионов долларов.

В 2014 году студия привлекла дополнительные инвестиции от концерна Alibaba, что довело ее капитализацию до психологической отметки в один миллиард долларов. В том же году компания выпустила самую известную и популярную из своих мобильных игр – файтинг Marvel Contest of Champions, количество скачиваний которой на всех платформах к 2015 году перевалило за отметку в 40 миллионов. В 2016 году студия закрыла большую часть своих утративших популярность браузерных и социальных игр, продав права на наиболее популярные из них китайскому издателю GAEA Mobile.

Сужение вектора деятельности компании привело к сокращению в 2016 году количества ее сотрудников на 8%. Это не помешало фирме совершить свою юбилейную, десятую покупку – весной 2016 года Kabam выкупила студию Superweapon, известную по разработке мобильной стратегии Dawn of Steel. В конце того же года фирма продала свою крупнейшую студию в Ванкувере корейской компании Netmarble Games, сумма сделки оценивалась в 800 миллионов долларов.

Несмотря на продажу своих главных активов, по состоянию на 2018 год ежегодный доход студии все равно составляет порядка 450 миллионов долларов, а в трех ее оставшихся офисах и в десяти купленных ей студиях трудится более 250 человек.

Хотя Kabam и сложно назвать гигантом игровой индустрии, ее поведение во многом напоминает настоящих акул бизнеса, проглатывающих более мелких рыбешек и безжалостно расстающихся с собственными детищами, перестающими приносить прибыль.