Существует всего несколько игр, которые могут заставить забыть о кнопке Quit. К этому редкому жанру и относится Stronghold. По началу, игра напоминает типичную стратегию на средневековую тему – замки, таверны, хижины, мечники и так далее. Не хватает только орков и гоблинов. Однако поиграв несколько минут, начинаешь понимать, что этот продукт Firefly Studios упорно не вписывается в жанр классической RTS.
Игра начинается с процесса выбора мест под замок. Его потребуется много, так что этот момент очень важен. Установив, наконец, свои апартаменты и амбар, можно начинать наслаждаться потоками прибывающих со всех сторон карты простолюдинов. Основа экономики Stronghold – вовсе не деньги, а авторитет, который складывается из соотношения налогов и количества пищи для населения. Чем больше второго и меньше первого – тем счастливее народ. Разобравшись с популярностью, можно смело приступать к строительству, благо строить есть что: церкви, колодцы, шахты, пекарни и целых ворох различных элементов для замка. Основной целью подобных мероприятий является создание войска, способного надавать по шапке конкурентам. Однако в процессе строительства начинаешь понимать, что все преимущества Stronghold несколько смазываются одной фразой – «плохой баланс». Игра может похвастаться разнообразием случайных событий – пожарами, набегами варваров и т.д. Пожар – это, конечно же, очень интересно, однако когда он начинает распространяться с бешеной скоростью по всему замку, интерес сразу куда-то пропадает. Впрочем, при наличии достаточного количества колодцев, пожар потушить легко, чего не скажешь о защите поселения от нападающих.
Всего пара ударов местного мордоворота, и вместо хижины остаются одни обломки, а дюжина лучников гибнет от одного взмаха дубиной. Парочка таких бродяг несет серьезную опасность поселению, десяток же – это неминуемая кнопка «Restart». В результате таких набегов, популярность стремительно падает, и в какой-то момент обнаруживаешь, что работать уже некому, поскольку все разбежались.
Впрочем, все эти минусы нисколько не мешают игровому процессу, а только дают повод для совершенствования своих качеств управленца, архитектора и военачальника. Что бы там ни говорили, а Stronghold – это игра, которая затягивает с головой и не отпускает, пока перед глазами не появляются финальные титры.