После успеха онлайнового и, как выяснилось, отличного ответвления серии под названием Stronghold Kingdoms, в Firefly Studios решили вернуться к истокам. Суть Stronghold 3 будет понятна каждому, кто хоть раз играл в The Settlers. Прямой контроль над юнитами нам доступен только в сражениях. В остальных случаях приходится оперировать общими приказами. Времени на строительство зданий и подобную RTS-рутину тратить не нужно, главное, что нужно сделать – это грамотно выстроить производственные цепочки (например, для того, чтобы накормить подчиненных, понадобится как минимум пять действий). Наладив основные механизмы, можно сосредоточиться на экономическом развитии (попутно навешивая на замок всякую ерунду), либо поступить как настоящий мужчина и развязать войну. При этом игра в равной степени поддерживает оба варианта.
Главным отличием от «Поселенцев» является как раз война. Там она была вынужденной мерой, необходимым злом, тогда как в Stronghold 3 это важный и детально проработанный элемент, пускай и состоит он из одних лишь захватов замков. Только в этой игре можно понять, что осады – это настоящее искусство со множеством составляющих: минерами, штурмовыми орудиями и их прикрытием.
Конечно, в Stronghold 3 есть наработки из Kingdoms. Так, разработчики существенно переработали систему чести, которая в предыдущих версиях была слишком уж чувствительной: слегка подняв налоги, вы могли стать свидетелем того, как подданные резво покидают ваши земли. Здесь же нюансов, которые положительно влияют на отношение ваших подданных гораздо больше. Поменялся в игре и баланс. Это, прежде всего, касается лучников, которые были хороши как в ближнем, так и в дальнем бою, а на стенах крепости были вообще непобедимыми. Теперь дальнобойные юниты стали заметно слабее.
В остальном же игра является чистым римейком самой первой части серии. Древа технологий нет, торговли нет (а зачем она, когда вокруг одни враги?), нет даже макростратегического режима, даже в том виде, в каком он был в онлайн версии.
Желание вернуться к уже проверенным наработкам понятно – так можно быть уверенным, что ничего не сломается. По сути, Stronghold 3 не принес в серию ничего нового, кроме трехмерной графики. Впрочем, этого и просили фанаты, общаясь с разработчиками на форумах, ведь по их заверениям первая часть серии была самой удачной.