Промозглый осенний вечер. По окнам фешенебельного отеля стучат капли холодного дождя, скрывающего в дымке непогоды очертания серого города, отблески автомобильных фар и огни сутулых фонарей. За барной стойкой всего пара посетителей, но даже едва заметный шум разговоров в очередной раз нарушает ход мыслей поседевшего детектива, взявшегося за новое дело.
Очередное преступление, очередная попытка не вспоминать о собственном одиночестве. Но детектив не спешит захлопывать дневник с заметками и набросками, и даже не пытается познакомиться с заскучавшей блондинкой. Совсем наоборот – герой заказывает двойной виски, мигом опрокидывает напиток и настолько же быстро вываливается на улицу под проливной дождь.
Жизнь детектива, описанная выше, сплошной вымысел, но похожая атмосфера уже сотни раз встречалась в игровой индустрии. Таковы очертания нуара, неуловимого сеттинга, пронизанного пессимизмом и депрессией, одиночеством и неповторимыми джазовыми нотками. Звучит любопытно? Пора погружаться в мир тайн и секретов, серых будней и неизвестного будущего.
Disco Elysium
Disco Elysium – важное событие в игровой индустрии. И дело даже не в витиеватом сюжете или в атмосферной вселенной с пронзительным диско, промозглыми декорациями и запутанными городскими задворками. Хотя и с историей, и с декорациями у адвенчуры от студии ZA/UMА полный порядок. Дело в революционных механиках, повлиявших на всю развлекательную индустрию.
Disco Elysium не интерактивное кино, и не симулятор детектива, а попытка расследовать очертания человеческой души через абсурд, простирающийся вокруг. И с поставленной задачей разработчики справились безукоризненно.
История сосредоточена вокруг странного полицейского, неспособного расквитаться с несправедливой жизнью. Герой упивается алкоголем и туманит рассудок наркотиками, и все же всеми силами старается проложить путь через город грехов к импровизированной истине.
Добиваться целей копу предстоит разными способами – через хитрость и ложь, с помощью стихов и политических заговоров, разбрасываясь хрустящими купюрами и буквально побираясь с вытянутой рукой на странных улочках. Disco Elysium дарит неожиданные впечатления и заставляет поверить в мечту. Ну, или с грохотом рухнуть на землю, разбившись о собственную гордыню.
Gamedec
Gamedec отправляет нас в Варшаву, XXII столетие. Научные исследования и резкие технологические открытия перевернули жизнь на Земле. Жители польского мегаполиса стали реже выбираться на улицу и чаще зависать в сети, блуждая по окрестностям виртуальных миров. Лень, похоть, зависть – человеческие эмоции больше не просыпаются в реальности и навсегда поселились по ту сторону сетевого кабеля.
Там же появились и киберпреступники, похищающие важные сведения и скрывающие в программном коде скрытые механики, тайны и местные легенды. Обывателям подобные чудеса не отыскать, но профессиональный геймдек – виртуальный детектив, способен с легкостью достучаться до истины…
Blacksad: Under the Skin
Неонурная Point&Click-адвенчура Blacksad: Under the Skin лихо закручивает сюжет вокруг Джона Блэкседа, антропоморфного детектива, расследующего преступления в мультяшном Нью-Йорке. Герой с кошачьей мордашкой таскается по мрачным и тесным улочкам, собирает улики и всеми силами пытается найти Роберта Йеля, боксера с выдающимся будущим.
Неожиданно начавшееся расследование быстро раскрывается с неожиданной стороны: спортсмен не исчез, а похищен, Джон Блэксед втянут в криминальный конфликт, а будущее Нью-Йорка уже под вопросом. Клубок непредсказуемых событий раскручен и, кажется, втягивать детективные коготки обратно уже бессмысленно…
The Wolf Among Us
Фэнтезийный триллер The Wolf Among Us переносит события в Фейблтаун, подпольный район в Нью-Йорке, скрывающий от жестокого мира антропоморфных персонажей из серии комиксов Fables. Волки, поросята, жабы – странные герои вынуждены скрывать собственный облик с помощью чар и буквально вклиниваться в жизнь шумного Манхеттена.
Но легкой жизни в The Wolf Among Us антропоморфным персонажам не дождаться: в подполье начинает расти уровень преступности, а потому местному шерифу, Бигби Волку, придется напялить значок и приступить к расследованию убийств, краж и злодеяний. И уж к чему приведет попытка добраться до справедливости – подскажет лишь время…
L.A. Noire
Культовые блокбастеры от Rockstar Studios уже не пересчитать по пальцам: серии Grand Theft Auto и Red Dead Redemption, гоночная аркада Midnight Club, жестокий боевик Manhunt и легенда о хулигане-подростке Bully. Список с важными для игровой индустрии тайтлами давно разросся, а потому о симуляторе детективной жизни L.A. Noire вспоминают все реже.
А зря: история Коула Фелпса, расследующего преступления в Городе Грехов, способна заткнуть за пояс даже голливудский фильм «Секреты Лос-Анджелеса», а заодно потягаться с интерактивными проектами от Дэвида Кейджа из Quantic Dream.
И все из-за правдоподобного геймплея и нелинейного повествования. События вращаются вокруг карьеры главного героя, вернувшегося с войны и пополнившего ряды полицейского департамента. Коул быстро продвинулся по служебной лестнице, получил ключи от виртуально Крайслера и сосредоточился на детективных расследованиях. Проницательный герой достаточно быстро научился считывать эмоции и контролировать чужие страхи, а потому и стал частью непредсказуемого конфликта…
Katana ZERO
«Мультяшный» платформер Katana Zero часто сравнивают с серией Hotline Miami. И сходства между тайтлами действительно заметны: тот же хардкорный геймплей с необратимой смертью главного героя (заставка Game Over запомнится надолго), похожая подача сюжета с рваным повествованием и почти запредельный уровень насилия и жестокости.
Но разницы между Katana Zero и Hotline Miami еще больше, чем сходств. Взять в расчет хотя бы атмосферу. Katana Zero пронизана неонуаром (фешенебельные отели, неоновые вывески, недалекое будущее), связана с научной фантастикой и дополнена зубодробительной музыкой, добавляющей геймплею динамики, как в каком-нибудь «Драйве».
А еще Katana Zero обладает чуть более разнообразной боевой системой: виртуальный самурай с катаной по сравнению с коллегами-маньяками из Hotline Miami не «привязан» к полу и с помощью акробатических трюков с легкостью шинкует противников прямо в воздухе. Эффектно, эффективно, да еще и стильно.
Gunpoint
Стилистически платформер от студии Suspicious Developments выглядит неприметно: повсюду лишь черно-белые небоскребы, серые офисные центры и бледные городские перекрестки, залитые желтоватым светом молчаливых фонарей. Обстановка вокруг действительно мрачная, но лишь до тех пор, пока Ричард Конуэй, спецагент под прикрытием, не становится подозреваемым в странном убийстве.
И мир после ложного обвинения сразу меняется: пусть и не визуально (небоскребы и офисы не растворятся в пустоте времени), но концептуально. Платформер Gunpoint мгновенно превращается в псевдонуарный блокбастер с элементами комедии, да еще и прямиком из Голливуда. И все из-за главного героя – этакого мистера Гаджета, полагающегося в виртуальном расследовании на шпионские инструменты.
Спецагент с легкостью взламывает двери, выпрыгивает из окон с помощью специальных ботинок, пропускает улики и не слушает советов. Гений под прикрытием? Или детектив абсурда, чудом переживающий последние деньки в черно-белом мире?
Chicken Police
Визуальная новелла Chicken Police напоминает нечто среднее между «Городом Грехов» и фильмами об американских копах: та же черно-белая стилистика, те же допросы с пристрастием, тот же мрачный город, затянутый дымкой разврата и страсти. Разница заметна лишь в деталях: вместо Брюса Уиллиса – антропоморфные персонажи с клювами и пастями, вместо линейного повествования – запутанная история с непредсказуемыми сюжетными поворотами.
Да и город в Chicken Police нереальный и напоминает сплошную сатира: вроде бы, черно-белое кино 40-х годов, а на деле – безнадежное место с циничными жителями и беспросветным будущим. Чем не аллюзия на мир вокруг?
Backbone
Backbone – пиксельная зарисовка на тему неблагополучной жизни в мультяшном Ванкувере с историями на тему тяжелой судьбы Говарда Лотора, детектива-енота, столкнувшегося с целой серией непроходимых испытаний. Полосатый протагонист мечтает рассеять тьму, справиться с мирской несправедливостью и перетряхнуть вселенную в поисках истины. Но, кажется, местные жители – крысы, лисы, совы и даже волки уже свыклись с бедственным положением и не стремятся хоть как-то помочь будущему супергерою.
Геймплей в Backbone экспериментальный: разработчики из Eggnut не мешают исследовать растянувшийся на сотни виртуальных километров мегаполис, собирать улики и общаться с персонажами вокруг. И непосредственно от контакта с окружающим миром и зависит судьба детектива. Резкие реплики и едкие комментарии превратят енота в дикаря и еще сильнее запутают дело. Ну, а мягкотелого добряка некоторые горожане не станут и слушать.
Lacuna – A Sci-Fi Noir Adventure
Lacuna – интерактивная Point&Click-адвенчура с разветвленным сюжетным повествованием и непривычными по меркам жанра правилами. Разработчики из DigiTales Interactive сразу отреклись от канонов игровой индустрии и полностью переработали знакомые геймплейные механики.
Lacuna не повторяет диалоги и почти не добавляет записей в дневник виртуального протагониста, сразу выделяет точки для взаимодействия с предметами, декорациями или персонажами (знаменитый «пиксель-хантинг» канул в Лету), а важность принимаемых решений и вовсе возводит в Абсолют. Заново переиграть этапы расследования, загрузившись с контрольной точки, никто не разрешает.
Вместе с новыми геймплейными «фишками» адвенчура вводит и не менее интригующее повествование. История вращается вокруг Нила Конрада, детектива из бюро расследования. Буквально вчера героя разбудила новость об убийстве, а уже сегодня тот втянут в запутанного расследование, способное перевернуть жизнь землян и исковеркать судьбу Солнечной Системы.
Empire of Sin
Ролевая стратегия Empire of Sin рассказывает о великой депрессии в США с документальной точностью: разработчики воссоздали и атмосферу мрачного Чикаго прямиком из 20-х годов, заполнили мир аутентичной музыкой, продумали жизнь виртуальных американцев, столкнувших с сухим законом. Ну, и куда же без мафии? Преступники в стильных костюмах в то время заправляли всем – от выпивки до ресторанов и кафе.
Геймплей в Empire of Sin не менее запоминающийся: разработчики из Romero Games и Paradox Interactive вынуждают почти беспрерывно вербовать союзников и мафиозных лидеров, развивать инфраструктуру преступной империи и прокладывать торговые связи, обменивая выпивку на оружие, а блюда высокой кухни – на автомобили и крышу над головой.
Кроме глобальных стратегических задач, в Empire of Sin геймплей вращается и вокруг пошаговых сражений с хардкорными правилами и необратимой смертью набранных в команду персонажей. Вишенка на криминальном торте – нелинейное повествование. Никто не мешает договариваться с конкурентами о сотрудничестве, а после – плести интриги и обманывать новых партнеров ради собственной выгоды.
Night Call
Вселенная Night Call с точки зрения повествования и атмосферы часто полагается на трюки из романов Ремарка: и судьбы персонажей переплетаются едва заметными нитями, а после расходятся в неизвестном направлении, и Париж совсем уж промозглый и серый, и к бутылке герои хотя бы периодически, но старательно прикладываются.
Несмотря на сходства с литературными источниками, Night Call рассказывает совсем уж непривычную историю, едва ли связанную с «Триумфальной Аркой» или «Черным Обелиском». События разработчики перенесли в Париж, но из будущего: тесные улочки еще сильнее заполнены туристами, а быстро надвигающуюся ночь уже рассеивают не застывшие у тротуаров фонари, а неоновые вывески ресторанов и ночных клубов.
Среди столь выразительных декораций и блуждает серийный убийца, с легкостью расправляющийся с жертвами и не оставляющий улик и зацепок. Горожане в ужасе, но полицейские лишь разводят руками – расследование-то давно в тупике. Но ситуация, кажется, поправима: водитель такси, случайно переживший нападение убийцы, вполне способен добраться до истины. Всего-то понадобится вслушиваться в чужие разговоры, облачать чужие тайны и каждую ночь превращаться в детектива-таксиста.
Whispers of a Machine
Научно-фантастическая адвенчура Whispers of a Machine разворачивает сюжетное повествование посреди неприветливой и мрачной Скандинавии, переживающей сложные времена. Резкий технологический скачок разделил социальные классы, привел к нищете и появлению синтетических наркотиков, разрушающих жизни и «корпоратов», и жителей виртуальных трущоб. Мир погрузился во тьму: улицы заполнили бездомные, а в темных закоулках стали чаще появляться искалеченные трупы безымянных бродяг.
Растущий уровень насилия не сразу заинтересовал правительство. Сначала смерти связывали с преступниками, находящимися в поиске хотя бы нескольких капель опиатов, способных помочь отречься от мира. И лишь кибернетически аугментированный спецагент, скрывающийся под псевдонимом «Вера», решил связать частые смерти виртуальных бродяг с действиями фанатиков, разрабатывающих искусственный интеллект, подпитывающийся человеческими эмоциями…