Нуарные игры на ПК

Нуарные игры на ПК

Игровая индустрия упивается нуаром: хотя бы раз в полгода на прилавках цифровых магазинов появляются и симуляторы детективов, и боевики с голливудским размахом. Но все ли проекты заслуживают внимания?

Промозглый осенний вечер. По окнам фешенебельного отеля стучат капли холодного дождя, скрывающего в дымке непогоды очертания серого города, отблески автомобильных фар и огни сутулых фонарей. За барной стойкой всего пара посетителей, но даже едва заметный шум разговоров в очередной раз нарушает ход мыслей поседевшего детектива, взявшегося за новое дело.

Очередное преступление, очередная попытка не вспоминать о собственном одиночестве. Но детектив не спешит захлопывать дневник с заметками и набросками, и даже не пытается познакомиться с заскучавшей блондинкой. Совсем наоборот – герой заказывает двойной виски, мигом опрокидывает напиток и настолько же быстро вываливается на улицу под проливной дождь.

Жизнь детектива, описанная выше, сплошной вымысел, но похожая атмосфера уже сотни раз встречалась в игровой индустрии. Таковы очертания нуара, неуловимого сеттинга, пронизанного пессимизмом и депрессией, одиночеством и неповторимыми джазовыми нотками. Звучит любопытно? Пора погружаться в мир тайн и секретов, серых будней и неизвестного будущего.

Disco Elysium

Disco Elysium

Disco Elysium – важное событие в игровой индустрии. И дело даже не в витиеватом сюжете или в атмосферной вселенной с пронзительным диско, промозглыми декорациями и запутанными городскими задворками. Хотя и с историей, и с декорациями у адвенчуры от студии ZA/UMА полный порядок. Дело в революционных механиках, повлиявших на всю развлекательную индустрию.

Disco Elysium не интерактивное кино, и не симулятор детектива, а попытка расследовать очертания человеческой души через абсурд, простирающийся вокруг. И с поставленной задачей разработчики справились безукоризненно.

История сосредоточена вокруг странного полицейского, неспособного расквитаться с несправедливой жизнью. Герой упивается алкоголем и туманит рассудок наркотиками, и все же всеми силами старается проложить путь через город грехов к импровизированной истине.

Добиваться целей копу предстоит разными способами – через хитрость и ложь, с помощью стихов и политических заговоров, разбрасываясь хрустящими купюрами и буквально побираясь с вытянутой рукой на странных улочках. Disco Elysium дарит неожиданные впечатления и заставляет поверить в мечту. Ну, или с грохотом рухнуть на землю, разбившись о собственную гордыню.

Gamedec

Gamedec

Gamedec отправляет нас в Варшаву, XXII столетие. Научные исследования и резкие технологические открытия перевернули жизнь на Земле. Жители польского мегаполиса стали реже выбираться на улицу и чаще зависать в сети, блуждая по окрестностям виртуальных миров. Лень, похоть, зависть – человеческие эмоции больше не просыпаются в реальности и навсегда поселились по ту сторону сетевого кабеля.

Там же появились и киберпреступники, похищающие важные сведения и скрывающие в программном коде скрытые механики, тайны и местные легенды. Обывателям подобные чудеса не отыскать, но профессиональный геймдек – виртуальный детектив, способен с легкостью достучаться до истины…

Blacksad: Under the Skin

Blacksad: Under the Skin

Неонурная Point&Click-адвенчура Blacksad: Under the Skin лихо закручивает сюжет вокруг Джона Блэкседа, антропоморфного детектива, расследующего преступления в мультяшном Нью-Йорке. Герой с кошачьей мордашкой таскается по мрачным и тесным улочкам, собирает улики и всеми силами пытается найти Роберта Йеля, боксера с выдающимся будущим.

Неожиданно начавшееся расследование быстро раскрывается с неожиданной стороны: спортсмен не исчез, а похищен, Джон Блэксед втянут в криминальный конфликт, а будущее Нью-Йорка уже под вопросом. Клубок непредсказуемых событий раскручен и, кажется, втягивать детективные коготки обратно уже бессмысленно…

The Wolf Among Us

The Wolf Among Us

Фэнтезийный триллер The Wolf Among Us переносит события в Фейблтаун, подпольный район в Нью-Йорке, скрывающий от жестокого мира антропоморфных персонажей из серии комиксов Fables. Волки, поросята, жабы – странные герои вынуждены скрывать собственный облик с помощью чар и буквально вклиниваться в жизнь шумного Манхеттена.

Но легкой жизни в The Wolf Among Us антропоморфным персонажам не дождаться: в подполье начинает расти уровень преступности, а потому местному шерифу, Бигби Волку, придется напялить значок и приступить к расследованию убийств, краж и злодеяний. И уж к чему приведет попытка добраться до справедливости – подскажет лишь время…

L.A. Noire

L.A. Noire

Культовые блокбастеры от Rockstar Studios уже не пересчитать по пальцам: серии Grand Theft Auto и Red Dead Redemption, гоночная аркада Midnight Club, жестокий боевик Manhunt и легенда о хулигане-подростке Bully. Список с важными для игровой индустрии тайтлами давно разросся, а потому о симуляторе детективной жизни L.A. Noire вспоминают все реже.

А зря: история Коула Фелпса, расследующего преступления в Городе Грехов, способна заткнуть за пояс даже голливудский фильм «Секреты Лос-Анджелеса», а заодно потягаться с интерактивными проектами от Дэвида Кейджа из Quantic Dream.

И все из-за правдоподобного геймплея и нелинейного повествования. События вращаются вокруг карьеры главного героя, вернувшегося с войны и пополнившего ряды полицейского департамента. Коул быстро продвинулся по служебной лестнице, получил ключи от виртуально Крайслера и сосредоточился на детективных расследованиях. Проницательный герой достаточно быстро научился считывать эмоции и контролировать чужие страхи, а потому и стал частью непредсказуемого конфликта…

Katana ZERO

Katana ZERO

«Мультяшный» платформер Katana Zero часто сравнивают с серией Hotline Miami. И сходства между тайтлами действительно заметны: тот же хардкорный геймплей с необратимой смертью главного героя (заставка Game Over запомнится надолго), похожая подача сюжета с рваным повествованием и почти запредельный уровень насилия и жестокости.

Но разницы между Katana Zero и Hotline Miami еще больше, чем сходств. Взять в расчет хотя бы атмосферу. Katana Zero пронизана неонуаром (фешенебельные отели, неоновые вывески, недалекое будущее), связана с научной фантастикой и дополнена зубодробительной музыкой, добавляющей геймплею динамики, как в каком-нибудь «Драйве».

А еще Katana Zero обладает чуть более разнообразной боевой системой: виртуальный самурай с катаной по сравнению с коллегами-маньяками из Hotline Miami не «привязан» к полу и с помощью акробатических трюков с легкостью шинкует противников прямо в воздухе. Эффектно, эффективно, да еще и стильно.

Gunpoint

Gunpoint

Стилистически платформер от студии Suspicious Developments выглядит неприметно: повсюду лишь черно-белые небоскребы, серые офисные центры и бледные городские перекрестки, залитые желтоватым светом молчаливых фонарей. Обстановка вокруг действительно мрачная, но лишь до тех пор, пока Ричард Конуэй, спецагент под прикрытием, не становится подозреваемым в странном убийстве.

И мир после ложного обвинения сразу меняется: пусть и не визуально (небоскребы и офисы не растворятся в пустоте времени), но концептуально. Платформер Gunpoint мгновенно превращается в псевдонуарный блокбастер с элементами комедии, да еще и прямиком из Голливуда. И все из-за главного героя – этакого мистера Гаджета, полагающегося в виртуальном расследовании на шпионские инструменты.

Спецагент с легкостью взламывает двери, выпрыгивает из окон с помощью специальных ботинок, пропускает улики и не слушает советов. Гений под прикрытием? Или детектив абсурда, чудом переживающий последние деньки в черно-белом мире?

Chicken Police

Chicken Police

Визуальная новелла Chicken Police напоминает нечто среднее между «Городом Грехов» и фильмами об американских копах: та же черно-белая стилистика, те же допросы с пристрастием, тот же мрачный город, затянутый дымкой разврата и страсти. Разница заметна лишь в деталях: вместо Брюса Уиллиса – антропоморфные персонажи с клювами и пастями, вместо линейного повествования – запутанная история с непредсказуемыми сюжетными поворотами.

Да и город в Chicken Police нереальный и напоминает сплошную сатира: вроде бы, черно-белое кино 40-х годов, а на деле – безнадежное место с циничными жителями и беспросветным будущим. Чем не аллюзия на мир вокруг?

Backbone

Backbone

Backbone – пиксельная зарисовка на тему неблагополучной жизни в мультяшном Ванкувере с историями на тему тяжелой судьбы Говарда Лотора, детектива-енота, столкнувшегося с целой серией непроходимых испытаний. Полосатый протагонист мечтает рассеять тьму, справиться с мирской несправедливостью и перетряхнуть вселенную в поисках истины. Но, кажется, местные жители – крысы, лисы, совы и даже волки уже свыклись с бедственным положением и не стремятся хоть как-то помочь будущему супергерою.

Геймплей в Backbone экспериментальный: разработчики из Eggnut не мешают исследовать растянувшийся на сотни виртуальных километров мегаполис, собирать улики и общаться с персонажами вокруг. И непосредственно от контакта с окружающим миром и зависит судьба детектива. Резкие реплики и едкие комментарии превратят енота в дикаря и еще сильнее запутают дело. Ну, а мягкотелого добряка некоторые горожане не станут и слушать.

Lacuna – A Sci-Fi Noir Adventure

Lacuna – A Sci-Fi Noir Adventure

Lacuna – интерактивная Point&Click-адвенчура с разветвленным сюжетным повествованием и непривычными по меркам жанра правилами. Разработчики из DigiTales Interactive сразу отреклись от канонов игровой индустрии и полностью переработали знакомые геймплейные механики.

Lacuna не повторяет диалоги и почти не добавляет записей в дневник виртуального протагониста, сразу выделяет точки для взаимодействия с предметами, декорациями или персонажами (знаменитый «пиксель-хантинг» канул в Лету), а важность принимаемых решений и вовсе возводит в Абсолют. Заново переиграть этапы расследования, загрузившись с контрольной точки, никто не разрешает.

Вместе с новыми геймплейными «фишками» адвенчура вводит и не менее интригующее повествование. История вращается вокруг Нила Конрада, детектива из бюро расследования. Буквально вчера героя разбудила новость об убийстве, а уже сегодня тот втянут в запутанного расследование, способное перевернуть жизнь землян и исковеркать судьбу Солнечной Системы.

Empire of Sin

Empire of Sin

Ролевая стратегия Empire of Sin рассказывает о великой депрессии в США с документальной точностью: разработчики воссоздали и атмосферу мрачного Чикаго прямиком из 20-х годов, заполнили мир аутентичной музыкой, продумали жизнь виртуальных американцев, столкнувших с сухим законом. Ну, и куда же без мафии? Преступники в стильных костюмах в то время заправляли всем – от выпивки до ресторанов и кафе.

Геймплей в Empire of Sin не менее запоминающийся: разработчики из Romero Games и Paradox Interactive вынуждают почти беспрерывно вербовать союзников и мафиозных лидеров, развивать инфраструктуру преступной империи и прокладывать торговые связи, обменивая выпивку на оружие, а блюда высокой кухни – на автомобили и крышу над головой.

Кроме глобальных стратегических задач, в Empire of Sin геймплей вращается и вокруг пошаговых сражений с хардкорными правилами и необратимой смертью набранных в команду персонажей. Вишенка на криминальном торте – нелинейное повествование. Никто не мешает договариваться с конкурентами о сотрудничестве, а после – плести интриги и обманывать новых партнеров ради собственной выгоды.

Night Call

Night Call

Вселенная Night Call с точки зрения повествования и атмосферы часто полагается на трюки из романов Ремарка: и судьбы персонажей переплетаются едва заметными нитями, а после расходятся в неизвестном направлении, и Париж совсем уж промозглый и серый, и к бутылке герои хотя бы периодически, но старательно прикладываются.

Несмотря на сходства с литературными источниками, Night Call рассказывает совсем уж непривычную историю, едва ли связанную с «Триумфальной Аркой» или «Черным Обелиском». События разработчики перенесли в Париж, но из будущего: тесные улочки еще сильнее заполнены туристами, а быстро надвигающуюся ночь уже рассеивают не застывшие у тротуаров фонари, а неоновые вывески ресторанов и ночных клубов.

Среди столь выразительных декораций и блуждает серийный убийца, с легкостью расправляющийся с жертвами и не оставляющий улик и зацепок. Горожане в ужасе, но полицейские лишь разводят руками – расследование-то давно в тупике. Но ситуация, кажется, поправима: водитель такси, случайно переживший нападение убийцы, вполне способен добраться до истины. Всего-то понадобится вслушиваться в чужие разговоры, облачать чужие тайны и каждую ночь превращаться в детектива-таксиста.

Whispers of a Machine

Whispers of a Machine

Научно-фантастическая адвенчура Whispers of a Machine разворачивает сюжетное повествование посреди неприветливой и мрачной Скандинавии, переживающей сложные времена. Резкий технологический скачок разделил социальные классы, привел к нищете и появлению синтетических наркотиков, разрушающих жизни и «корпоратов», и жителей виртуальных трущоб. Мир погрузился во тьму: улицы заполнили бездомные, а в темных закоулках стали чаще появляться искалеченные трупы безымянных бродяг.

Растущий уровень насилия не сразу заинтересовал правительство. Сначала смерти связывали с преступниками, находящимися в поиске хотя бы нескольких капель опиатов, способных помочь отречься от мира. И лишь кибернетически аугментированный спецагент, скрывающийся под псевдонимом «Вера», решил связать частые смерти виртуальных бродяг с действиями фанатиков, разрабатывающих искусственный интеллект, подпитывающийся человеческими эмоциями…