И в путешествиях, пусть и во времени, совсем необязательно разглядывать знакомые декорации: настало время заменить английские замки и французский Прованс на родные просторы. О Древней Руси в игровой индустрии рассказывают не слишком часто, но если присмотреться, то и среди «исключений» найдутся сокровища.
Серия «Князь»
Серия Konung – этакий постсоветский проводник в мир славянского фэнтези и народного творчества. Оригинальный «Князь» еще в 1999 году добрался до прилавков европейских и американских магазинов и пробудил в совсем уж далекой аудитории неподдельный интерес к мифам, соответствующим VII-VIII векам. Вокруг – болота и леса (с березками и лиственницами!), языческие капища и древние постройки, заселенные скелетами и прочей нечестью. Мир выглядит выразительно, а потому даже далекие от жанра энтузиасты с радостью приступили к исследованию Лесной Страны.
Сиквел вместе с дополнением еще сильнее запомнились публике – может, из-за качественного нарратива и появившихся морских путешествий или же из-за целой коллекции отсылок на славянскую культуру. Но тех, кто добрался до финальных титров точно прибавилось – такова уж статистика.
Жаль, коммерческого успеха серия Konung достигла лишь частично, а потому и третья часть появилась с запозданием в 10 лет, потеряла былой шарм и почти не оставила отпечатков за рубежом. Тем не менее, фанатов у «Князя» до сих пор много. И успех неслучаен: никогда ранее о Руси не рассказывали настолько много и качественно.
Серия «Орда»
«Орда» с точки зрения геймплея схожа с Warcraft: те же этапы развития базы, та же разведка, тот же принцип ведения переговоров, основанный на дипломатии и хитрости. Разница между сериями заметна лишь в атмосфере и сеттинге: разработчики из 7th Bit Labs вместо заморских чудищ и неизведанных фэнтезийных лесов перенесли события в Семиречье – вымышленный регион Древней Руси.
Среди знакомых березок и бесконечных лугов, виртуальным стратегам предстоит командовать армиями Олега, Эрика и Игоря, и сражаться с подступающими со всех сторон противниками. Завязка в «Орде» незамысловатая: и в оригинале, и сиквеле история начинается с потери важных артефактов, которые и предстоит разыскивать, блуждая по Семиречью и сталкиваясь с драконами, монстрами и даже мутантами.
Несмотря на совсем уж доисторический год выпуска (1999-2001), стратегия до сих пор пользуется популярностью в кругу фанатов. Да и соревнования по «Орде» периодически проводятся. Чем не повод взглянуть на легендарное произведение российского игропрома?
Medieval II: Total War
Культовая стратегия Total War о средневековье рассказывает особенно выразительно: разработчики и сюжет выстраивают с исторической точностью, и декорации наполняют достопримечательностями тех времен (на каждом шагу – храмы, неприступные замки и крепости), и войну разыгрывают, как по нотам. Вокруг шеренги солдат (пехота, кавалеристы, лучники), тысячи раненных, сотни дезертиров – на экране разворачивается настоящая суматоха, затягивающая события в непредсказуемый водоворот истории.
Если же не брать в расчет атмосферу, то в Total War предостаточно и геймплейных находок. Взять хотя бы возможность применять дипломатию, плести интриги за спиной конкурентов, манипулировать союзниками и вершить суд над судьбами религиозных фанатиков. Бои запомнятся и того сильнее: переработанная к сиквелу система рельефа заставит заранее планировать каждый шаг…
Ancestors Legacy
Ancestors Legacy – кинематографичный экскурс в истории от разработчиков из Destructive Creations, решивших продемонстрировать миру кровавое средневековье во всей красе. Повальная нищета и голод, постоянные эпидемии, беспрерывная дележка территорий и власти – X-XIV века сложно романтизировать, погрузившись в крестьянскую жизнь хотя бы на полчаса.
Не спасут от разочарования даже декорации: полуразрушенные города, выжженные солнцем пустоши и ледяные горные хребты, скрывающие беззащитные горстки людей – даже наблюдать за происходящими на экране событиями жутко. Но главным героям некогда сочувствовать о собственной доле – впереди тысячи сражений и сотни испытаний.
И уж выживать в Ancestors Legacy предстоит по непривычному сценарию: разработчики разрешают и выстраивать поселения в различных уголках Европы, и лично вступать в окровавленные баталии, спуская камеру с высоты птичьего полета в гущу жестоких сражений…
Thea: The Awakening
Стратегия Thea: The Awakening совсем непохожа на конкурентов по жанру: вместо сражений на глобальной карте разработчики из MuHa Games вынуждают выживать, рассеивая тьму, вместо вербовки солдат – собирать геройскую колоду, а вместо грубости и силы в бою полагаться еще и на дипломатию, хитрость и даже воровство.
Геймплейные эксперименты разработчики дополнили и нестандартным повествованием без четко выраженной структуры. Вселенная Thea не про сюжет, а про последствия выбора. Никто не мешает восславлять добро, не выбираясь даже за пределы родной деревни. Или же наоборот – двигаться к истине, старательно захватывая свободные точки на карте и тумаками выбивая из противников ресурсы и силу.
Какой подход приведет к победе? Зависит от степени подготовки, количества союзников и даже фортуны: часто судьба висит на волоске из-за банального невезения. Ну, и главное: победа в Thea ближе к тем, кто разбирается в славянской мифологии и способен быстро находить друзей даже среди кровососов и стрыг…
Real Warfare: 1242
Real Warfare: 1242 – реалистичная стратегия от студии Unicorn Games с масштабными сражениями и любопытным повествованием, сосредоточенным вокруг подвигов Александра Невского. События преподносятся незамысловато: короткий брифинг, несколько пролетов виртуальной камеры над полями брани, парочка дополнительных комментариев от невидимого рассказчика – вот и весь исторический контекст.
С геймплеем ситуация в разы лучше: среди бескрайних полей сражаются русичи и монголы, разодетые в аутентичную экипировку и в бою полагающиеся на собственную тактику. Та же орда не видит жизни без коней и коротких луков. А русичи же наступают сплошь в кольчуге и с щитами наготове. И уж кому предстоит победить зависит от силы духа и количества союзников под рукой.
Age of Empires II HD: The Forgotten
Славяне в Age of Empires II появились еще до полноценного переиздания и приставки HD в названии, но лишь в качестве «злодеев», деливших власть в Европе и дробивших чужие земли. И лишь годы спустя разработчики решили разнообразить базовое сюжетное повествование и открыть доступ к новым фракциям – инкам, итальянцам, венграм, индийцам и непосредственном славянам.
Slavs в «Эпохе Империй» обладают несколькими бонусами – быстрее добывают еду, обладают расширенным обзором и способны раньше конкурентов исследовать технологии, связанные с религией (православием). Дополнительный плюс – эксклюзивный юнит, Боярин: герой передвигается на коне и с легкостью вступает в бой на ближней дистанции, втаптывая противников в грязь.
«Златогорье 2»
Эпохальная ролевая стратегия «Златогорье 2» во многом основана на славянском фольклоре: разработчики и карту срисовали с Киевской Руси, и виртуальные леса наполнили бандитам, и повествование дополнили богатырскими подвигами. Нашлось место и сказочным событиям: главный герой (и по совместительству выпускник средневековой школы героев) по неизвестным причинам избран богами, а потому вынужден рассеять тьму и помочь добру победить…
Геймплей в «Златогорье 2» активный: разработчики не мешают перемещаться по глобальной карте, заглядывать в подземелья и общаться с купцами на торговой площади, а вместе с тем – сражаться с противниками и освобождать от мародеров заставы и деревни. Каждый виртуальный подвиг в стратегии открывает доступ к новой экипировке и очкам опыта: а уж те пригодятся при развитии навыков воина (мечи, топоры, копья), мага (стихии, природа, алхимия) и даже следопыта (знахарство, красноречие, торговля). А уж куда история повернется дальше – подскажет лишь время!
Catmaze
Мультяшная метроидвания Catmaze с Русью связана лишь косвенно: разработчик Redblack Spade в повествовании намного сильнее полагается на славянский фольклор, смешанный с восточным фэнтези и разбавленный мифами о кикиморах и русалках. Столь необычный сеттинг дополнен и легендами о котах: дескать, пушистые питомцы обладают связью с потусторонними измерениями и вполне способны путешествовать сквозь миры.
Раскрывать секреты семейства кошачьих предстоит Алесте – юной волшебнице, столкнувшейся с непроходимыми испытаниями. Героиню ждут сражения с боссами, встречи с избушками на курьих ножках, а еще – несметные сокровища и новые силы. Алеста обязательно познакомится с магией, а вместе с тем разберется в нескольких легендах. Например, откуда же у кошек по 9 жизней?
«ХІІІ Век: Русич»
«Русич» – тематическое дополнение к стратегии XIII Century, всецело сосредоточенное о жизни и смерти литовского князя Довмонта, перебравшегося с просторов родных земель в Псков. Неожиданное путешествие привело героя и к кровопролитным сражениям на полях брани, и к затяжным походам против немецких и ливонских рыцарей.
Подвиги Довмонта не выдуманы: князь причислен к лику святых и уже давно обладает статусом небесного покровителя Пскова. Взглянуть на историю с неожиданно ракурса разработчики из Unicorn Games Studio разрешают с высоты птичьего полета: виртуальным стратегам предстоит вести войска в бой, командовать князем и пробираться через тернии к звездам. И пусть Европа ждет освободителя! Довмонт уже запрягает коней и пускается в путь…
Reign: Conflict of Nations
Разработчики из Lesta Studio в стратегии Reign: Conflict of Nations сразу задают повествованию мрачный тон. На календаре – 1350 год: чума разразилась в Европе и Азии и за считанные месяцы выкосила крестьян и дворян и в Германии, и во Франции, и в городах, расположившихся по ту сторону Китайской Стены. Чудом эпидемия не добралась до Руси и Польши. Да и некогда полякам и русичам разбираться с хворью: на носу очередной столкновение с Золотой Ордой…
Глобальная стратегия Reign: Conflict of Nations разрешает взять под контроль понравившуюся фракцию и за 300 лет (с 1350 по 1650 год) выбраться из-под оков чужаков и предателей. Задача сложная: разработчики вынуждают руководить армиями, расставлять приоритеты во время развития технологий и плести придворные интриги, надеясь стать еще на шаг ближе к мечте.
«Золотая орда»
Стратегия «Золотая Орда» переносит события в средневековую Европу: на дворе – начало XIII века, границы княжеств и государств раздроблены, а крестоносцы, монголы и русичи вступают в новую фазу сражений за власть и славу. Война разразилась масштабная (повествование разделено на главы и включает с десяток испытаний разной сложности) и крайне реалистичная: разработчики возвели на виртуальных землях и деревянные крепости, и храмы, и покосившиеся казармы.
Запоминаются и местные вояки: те же крестоносцы скрываются за тяжелыми латами, а монголы предпочитают перемещаться на лошадях и выпускать в небо сотни наточенных стрел, осыпая врагов смертоносным дождем. Русичи же непревзойденные архитекторы: быстрее конкурентов возводят постройки и активнее захватывают карту, открывая неожиданные стратегические преимущества…
Серия «Три Богатыря»
Алеша Попович, Илья Муромец и Добрыня Никитич – про бесстрашных героев из народных сказок до сих пор слагают легенды: богатыри, дескать, и Змея Горыныча способны обхитрить, и Соловея Разбойника оставить с носом, и даже заморскую Царевну впечатлить русской смекалкой. Часть легенд позднее режиссеры адаптировали под экраны кинотеатров, а еще половину разработчики вклинили в игровую индустрию.
И уж с развлекательной точки зрения Богатыри преодолели длинный путь: побывали среди княжеств Киевской Руси, решали загадки, возвращали золото в казну и спускались в запутанные подземелья, надеясь найти сокровища Кощея Бессмертного. И, кажется, на достигнутых подвигах герои не остановятся – знаменитые персонажи обязательно появятся еще и на мобильных платформах, и на портативных консолях.
«Остров Русь»
Фантастический роман Сергея Лукьяненко и Юлия Буркина «Остров Русь» критики встретили восторженными рецензиями: журналисты оценили и витиеватое повествование, и качество исторического контекста, и попытки постоянно взаимодействовать с читателями через литературно-детективное расследование идей и персонажей.
Несмотря на позитивные комментарии, «Остров Русь» лишь много лет спустя заинтересовал и режиссеров (фильм Азирис Нуна), и разработчиков, выпустивших квест «Сегодня, Мама», а уже после – одноименную с романом аркаду про бесстрашных Богатырей и не менее выдающегося Ивана-Дурака. Герои, как и задумывалось, сражаются со злодеями, размахивают неподъемными мечами и советуются со Змеем Горынычем. Финал почти голливудский: встреча с Кощеем и поиск пути в мрачном лабиринте с ловушками…
«Князь Владимир»
Мультяшная аркада «Князь Владимир» с точки зрения повествования основана на событиях X века, произошедших на Руси: разработчики постарались рассказать и о религиозных спорах в средневековых княжествах (христианство и язычество, народный фольклор и приближающаяся вера в бога), и о смуте вокруг, и о масштабных сражениях с подступающими со всех сторон противниками.
История выразительная и лишь отчасти былинная: аркада лишь частично «перевирает» некоторые сражения и крестьянский быт того времени. Если же не брать в расчет исторический контекст, то «Князь Владимир» запомнится и прыжками по расставленным платформам, и активными сражениями с применением луков, мячей и щитов. Ну, и куда без битв с боссами? Как и в сказках, добро обязано победить зло!
Mount & Blade. История героя. Русь XIII век
Глобальная модификация «Mount & Blade. История героя. Русь XIII век» переносит события во времена феодальной раздробленности, кровопролитных сражений и королевских интриг. Посреди столь выразительных декораций виртуальному герою и предстоит объединять русские княжества, следуя по собственному пути к славе и процветанию. Никто не мешает стать ополченцем и сразиться с рыцарями на Чудском Озере, а в следующий раз перевоплотиться в ордынского темника, не жалеющего ни пленных, ни крестьян…
Кроме реконструкции исторических событий, разработчики модификации сосредоточились и на геймплейном наполнении. Тематическая версия Mount & Blade включает сотни видов брони и оружия, десятки фракций (и столько же каноничных званий и титулов), тысячи достопримечательностей и объектов. Даже православные церкви с золотыми куполами и те на месте. А уж о шахтах, рудниках и лагерях наемников и вспоминать некогда – новая карта погружает в атмосферу бесконечных путешествий…
Three Heroes
Повесть о бесстрашных Богатырях разработчики из Cats Who Play представили в виде приключенческого файтинга с активной боевой системой, вычурными декорациями и базовыми элементами ролевого развития. Герои бесстрашно сражаются с противниками неподалеку от деревянных избушек, бросаются вилами и топорами, а порой и вколачивают в землю местных вояк, попутно разрушая мосты, заборы и рыболовные сети. Но архитектурные потери вынужденные: иначе зло не победить!
Насыщенный геймплей разработчики вклинили и в не менее выразительное повествование: история вращается вокруг вымышленной Руси, находящейся под гнетом орды, тевтонцев и даже литовцев, напирающих с Запада. Но те самые «вражины» – лишь половина проблемы: с Востока-то еще и Чудо-Юдо собирается напасть. Кажется, Богатырей ждет путешествие на край света и обратно…
Yaga
Ролевая адвенчура Yaga пронизана славянским фольклором, языческими верованиями и народными приметами: почти на каждом шагу разработчики из Breadcrumbs Interactive расставили выразительные ориентиры, направляющие на истинный путь и напоминающие о фэнтезийном прошлом неизведанной Руси. Главный герой, кузнец Иван, по мере повествования столкнется и с Бабой Ягой, и с бесстрашным Царем, и духами, зависшими над землей.
Но декорации лишь часть мира вокруг: в Yaga предостаточно и геймплейных находок, включая ковку замысловатого оружия (светящиеся молоты, крючковатые вилы), разработку талисманов и сражения с противниками на земле и даже высоко в небе. Ну, и куда же без сюжета? История разделена на этапы, влияющие на ход развития событий и вынуждающих рисковать, экспериментировать и верить в светлое будущее.
«Аллоды Онлайн»
Многопользовательский ролевой боевик «Аллоды Онлайн» то и дело сравнивают с World of Warcraft: и режимы с боевой системой, дескать, похожие, и обновлений разработчики не жалеют, и системы социального взаимодействия практически не различаются – те же гильдии, альянсы и прочие содружества. Но, если между состязательными механиками и элементами MMO сходства между WoW и АО действительно заметны, то сеттинг и атмосфера в тайтлах совсем уж разный.
«Аллоды Онлайн» всецело сосредоточены вокруг славянского фэнтези с экспериментальными примесями: разработчики перенесли в вымышленную вселенную и постсоветскую культуру (на фоне то и дело маячат брутальные сталинские высотки и православные храмы), и достопримечательности из народных сказок. Та же избушка на курьих ножках в какой-то момент обязательно станет источником новых квестов.
«Легенды древних»
Русь в представлении разработчиков из студии Legend Games место суровое и жестокое: повсюду лишь бородатые славяне и викинги, неприветливые трактирщики и зазнавшиеся искатели приключений, чудом выбравшиеся из древних склепов и проклятых подземелий. Обстановка вокруг действительно мрачная, но лишь на первый взгляд: чужакам в «Легенде Древних» рады, но каждого новичка ждет череда непроходимых испытаний.
Новобранцам предстоит продемонстрировать местным жителям и силу духа, и боевое мастерство, и находчивость. А там уж рукой подать и до шумных посиделок за пряным элем, и совместных вылазок за пределы чужих земель ради новых артефактов и боевых знаний.
Со временем «Легенды Древних» раскроются и с другой стороны: разработчики расскажут о мирских профессиях (кулинария, алхимия, кузнечное дело), научат выбирать зачарованное снаряжение, а вместе с тем помогут записаться на турнир и стать на шаг ближе к чемпионским титулам. Ну, и куда же без социального взаимодействия? Каждый желающий способен возглавить гильдию или альянс, найти друзей и в кооперативном режиме возвыситься над конкурентами.
«Купечество»
Настольная головоломка «Купечество» о Древней Руси и расцвете Великого Княжества рассказывает с экономической точки зрения: вместо кровопролитных войн и феодальной раздробленности в центре сюжетного повествования жизнь средневекового купца, блуждающего по Русским землям в поисках славы и богатства.
Герой то и дело путешествует по разрозненным регионам, заглядывает на ярмарками, обменивает товары на золотые монеты и завоевывает очки репутации, надеясь стать еще на шаг ближе к безбедному будущему. Но купеческая жизнь не безоблачна: на пути предостаточно конкурентов, денег вечно недостает, а Русь постоянно подкидывает неприятные новости. То города пылают огнем, то из-за чумы закрываются ярмарки.
Мириться с обстоятельства и маневрировать между препятствиями разработчики из Lamapotato разрешают и в одиночном режиме, соперничая с искусственным интеллектом, и в приватных лобби: приглашая друзей, решивших хотя бы на время заглянуть в далекое и неприветливое прошлое…
Неофициальное дополнение для Rome: Total War – «Русь»
Неофициальное дополнение «Русь» для Rome: Total War разрабатывалось командой единомышленников: специалисты из Германии, Польши, Венгрии и бывших стран СССР постарались воссоздать исторически достоверную эпоху, затрагивающую временные рамки с 1015 до 1204 год.
Даты выбраны неслучайно: повествование в стратегии начинается со смерти великого князя киевского – Владимира Святославича, а после – витиеватой линией охватывает и период феодальной раздробленности, и кровопролитные войны, и походы на Византию и Царьград. Последний пункт назначения – осажденный Константинополь.
Кроме масштабного сюжетного повествования разработчики обновили фракции (набор впечатляет – 21 государство – от Половцев до Поляков и Византийских повстанцев), добавили новых юнитов, сменили религии.
Геймплей же в дополнении сохраняет привычные для серии черты, но с некоторыми перестановками в пользу реализма. Некоторые стратегические точки стали в разы сильнее из-за великого прошлого. Например, город Новгород стартует с внушительной коллекцией ресурсов, а вместе с тем обладает доступом к морю для быстрого развития торговых связей. Каким-то городам наоборот повезло меньше. Но таковы уж причуды истории!
«Русь II» модификация для Medieval II: Total War
Модификация «Русь II» для Medieval II: Total War, как и дополнение «Русь», старается соответствовать духу времени и правдоподобно рассказывает о событиях, происходивших в средневековье на бескрайних просторах Русской земли, простиравшейся от Скандинавских островов до Половецких степей.
Разработчики переработали интерфейс (атмосфера впечатляет: резные кириллические надписи, иконки, свитки и закладки, соответствующие народам того времени), обновили стратегическую карту (города и села впечатляют детализацией и исторической достоверностью: в глаза бросается и горы Кавказа, и бесконечные степи Таврии), а вместе с тем добавили целую коллекцию новых юнитов.
Сражения в «Русь II» разворачиваются между бесстрашными воинами, буквально выбравшимися со страниц исторических книг. Каждый бой – танец смерти, разворачивающийся между ополченцами в кожаных доспехах, наемниками с щитами и секирами, русичи с щитами и пластинчатой броней. Даже с высоты птичьего полета наблюдать за пиршеством смерти истинное наслаждение.
Не возникает проблем и с повествованием: сюжет разработчики растянули на главы и дополнили постоянными столкновениями с искусственным интеллектом. И победить стратега, расположившегося по ту сторону виртуальной карты, намного сложнее, чем кажется. А потому не время стоять в стороне – пора приступать к тренировкам!