MMORPG без доната: миф или реальность?

Мы с вами живем в эпоху, когда в мире разразилась нешуточная битва между моделями распространения онлайн игр. В красном углу ринга стоит платная модель, так называемая p2p (pay-to-play); в синем – условно-бесплатная, f2p (free-to-play). Битва эта началась лет пять назад и, похоже, что эпическое противостояние подходит к концу, причем с явным перевесом в сторону free-to-play. В результате, Его Величество Донат запустил свои длинные пальцы практически во все современные онлайн проекты, включая даже платные онлайн игры.

Если коротко, то донат (микротранзакции) в онлайн играх – это покупка игровых ценностей (валюты, вещей) за реальные деньги. В основном микротранзакции распространены во free-to-play проектах, исповедующих принцип «играй бесплатно – плати, чтобы выиграть», однако и в платных онлайн играх издатели не брезгуют подсовывать своим пользователям всяческую косметическую мишуру, полностью бесполезную с точки зрения игрового баланса. В результате донат разделился на два вида: первый существенно влияет на геймплей, а второй является своего рода декоративным бонусом для игроков и дополнительным источником дохода для разработчиков. В итоге получилось так, что mmorpg без доната оказались вымирающим видом.

Проникновение вируса микротранзакций в игру происходит в несколько этапов. В начале разработки авторы неизменно утверждают, что в их проекте донат «не будет влиять на игровой процесс». На этом этапе в магазине продаются всяческие шапочки разной степени идиотизма и тому подобные позерские вещи. Далее в пораженной вирусом mmorpg начинаются появляться более серьезные радости жизни: повышенные рейты на опыт и дроп, дополнительные опции и аксессуары, и тому подобные вещи. На последнем этапе донат приобретает совсем уродливые формы, когда без вливания в игру существенных сумм геймер просто не может добиться существенного результата.

Существуют ли онлайн игры без доната?

К сожалению, время таких проектов ушло в прошлое. Даже такой p2p-гигант, как World of Warcraft, уже несколько лет практически в одиночестве сражающийся с ордами f2p-варваров, похоже, начинает сдавать позиции. В игре уже давно можно было сменить пол и ник персонажа за деньги, а сейчас появились слухи, что разработчики подумывают о реализации полноценной системы микротранзакций.

В общем, классических мморпг без доната в природе не осталось, но можно выделить несколько проектов, в которых влияние последнего не столь заметно.

В той же Age of Conan, к примеру, нет игрового магазина, а вливание реальных денег в игру приведет лишь к открытию платных подземелий, рейдов и классов персонажей.

В EVE Online официально разрешена продажа игровой валюты за реальные деньги, но каких-либо особых предметов, доступных только за «реал», в игре нет (косметические предметы, вроде моноклей и прочих аксессуаров не в счет).

В Darkfall: Unholy Wars вообще нет кэш-шопа (пока нет), но сама игра при этом стоит порядка 1600 рублей, и это не считая ежемесячной подписки.

К проектам с минимальным влиянием доната также можно отнести: Path of Exile, Lord of the Rings Online, Dust 514, War Z.

Что же касается будущего платных игр, то оно выглядит довольно мрачным. Последний гвоздь в крышку гроба p2p-модели был забит тогда, когда лучшие онлайн игры современности практически одновременно перешли на модель распространения free-to-play. Речь идет о таких гигантах игрового мира, как Rift, Tera Online и ArcheAge.

Что же касается браузерок, то браузерные онлайн игры без доната – это вообще нечто из разряда мифов и легенд. В таких проектах размер доната ограничивается лишь жадностью разработчиков, которая, как правило, всегда неуемна. В результате некоторые браузерки могут похвастаться гигантским объемом микротранзакций, который некоторым клиентским проектам и не снился. Именно в браузерной среде вирус доната чувствует себя наиболее вольготно и, похоже, выгонять его оттуда никто не собирается.