Steam

Steam – разработанный компанией Valve цифровой сервис доставки игр и модов прямо на хард-драйв пользователя, минуя уходящие в небытие истории CD и DVD-диски. Изначально заточенный лишь на продажу игр, Steam быстро развился до уровня медиа-центра с признаками социальных сетей и платформ для краудфандинга.

История создания

Идея организовать доставку видеоигр едва ли не прямо в мозг геймеров пришла в голову Гейба Ньюэлла (основателя Valve) после успеха двух студентов, взявших и выпотрошивших Half-Life до состояния полной неузнаваемости. Результат их работы известен всем – это Counter-Strike. Гейб справедливо рассудил, что неплохо бы было запилить некий сервис по поиску игровых серверов для подобных сетевых шутеров.

В результате в 2002 году был создан Steam, который помимо опции подбора серверов имел маленькую кнопочку, с помощью которой можно было купить моды к Half-Life. С течением времени кнопочка росла, вытесняя сервис поиска, пока не выросла настолько, что превратилась в онлайн-магазин и сервис доставки игр. Чуть позже Valve прикрутила к сервису платформу Steam Community, которая подарила пользователям долгожданные радости соцсетей: группы, чаты, ачивменты, ну и, конечно же, вездесущий спам.

История ошибок

Несмотря на огромные средства, вбуханные в развитие сервиса, изначально Steam периодически переживал падения серверов. Обычно обострения возникали после выхода крупных проектов, когда миллионы пользователей пытались одновременно скачать несколько гигабайт радости на компьютеры. Наиболее яркое падение случилось в 2004 году, после выхода Half-Life 2, когда Steam несколько дней пытался доставить адресатам одну-единственную игру. С тех пор было принято решение вбухать в сервис дополнительную порцию средств и сегодня падений серверов практически не наблюдается.

В 2006 году на территории Штатов случился небольшой армаггеддон в виде урагана, который привел к падению серверов аутентификации. В результате миллионы пользователей Steam на время лишились доступа к своим играм, что вызвало бурю негодования покруче самого урагана.

Ну а наиболее громкий скандал связан с кражей ключей к DiRT 3, к которому сам сервис был непричастен (виновниками кражи оказались сотрудники компании AMD, которая предлагала ключи в нагрузку к своим видеокартам). Как бы там ни было, а радость геймеров быстро сменилась грустью, когда прошел слух, будто Valve стала банить всех любителей халявы, причем банить навечно. Ситуация разрешилась мирно: AMD быстро прикрыли лавочку, а Valve заблокировала все утекшие ключи и поспешила успокоить своих клиентов обещаниями никого не банить.

Новейшая история

Популярность этой платформы в России до 2011 года была минимальной. Проблема состояла в том, что в Steam игры продавались по западноевропейским ценам, что для наших нищебродов, ясное дело, было неприемлемо. Однако в 2011 году руководство сервиса решило перевести наш регион на рубли и вдобавок к этому привести цены на игры в соответствие с местными реалиями. Правда, внезапно выяснилось, что из российского региона почему-то исчезли наиболее востребованные разработки: Skyrim и Rage, что вызвало невероятный шум, однако к 2012 году все утряслось и сегодня российские пользователи имеют те же права, что и западные, но за меньшие деньги.

Сегодня платформа используется не только как онлайн-магазин, но и как сервис DRM-защиты. Это значит, что купив коробочную версию какой-нибудь игры, вам, скорее всего, все же придется зарегистрироваться в Steam, ибо так угодно ее разработчикам. К тому же, платформа оказалась очень удобной для доставки всевозможных патчей, фиксов и аддонов. Последние, кстати, стали настоящей золотой жилой для авторов, поскольку позволяют продавать по сути одну и ту же игру несколько раз.

Долгое время пользователи Steam требовали от владельцев облегчить доступ к платформе начинающим игроделам. Так появился сервис Steam Greenlight, суть которого заключается в том, что игродел показывает свою разработку сообществу, а сообщество либо радостно хлопает в ладоши, либо посылает игродела подальше.

Steam сегодня

Сегодня платформа Steam – это настоящий гигант, которому уже тесно в рамках обычного цифрового ритейлера. Разработчики постоянно прикручивают к основному телу сервиса все новые фичи: античит-систему VAC, систему защиты Steam Guard, сервер переводов Steam Translation Server, продержку Linux, систему краудфандинга, мастерскую игровых предметов Steam Workshop. В итоге сервис прочно занял место флагмана в мире цифровых продаж и останавливаться на этом не собирается. На конец 2013 года количество активных аккаунтов в Steam превысило 75 миллионов и, к радости Valve, продолжает расти просто-таки неприличными темпами.

Сайт: http://store.steampowered.com/