Raven Software

Raven Software – один из столпов игровой индустрии, студия, причастная к становлению жанра 3D-шутеров, всегда отличалась постоянством в качестве игр, но репутация «подмастерья» у крупных издательств нередко играла с ней злую шутку – перспективные проекты часто проваливались в силу идиотского маркетинга. Впрочем, это никогда не останавливало братьев Раффелов, фанатов серии Dungeons & Dragons. Им и не такое приходилось переживать.

Мусорные баки и небритые щеки

Знаменитых «Ворон», без всякого сомнения, можно отнести к разряду «гаражных» студий, делавших свои первые игры буквально на коленке. Первый свой проект, фэнтезийную RPG Black Crypt, братья Брайан и Стив ваяли целый год, имитируя лязг доспехов грохотом мусорных баков, а звуки ползающих по полу монстров и того хуже — проводя микрофоном по небритой щеке. Нужно ли говорить, что демо-версию игры проигнорировало большинство крупных издательств? Тем не менее, творчеством парней заинтересовались в Electronic Arts и в 1992 году игру выпустили 30-тысячным тиражом, что для платформы Amiga было очень солидным результатом.

Сотрудничество с id Software

Для создания следующей игры, экшена Shadowcaster, пришлось покупать движок (у Raven Software тогда не было соответствующих мощностей). На зов студии откликнулась сама id Software – в офис к братьям заглянули оба Кармака, после чего в распоряжении Брайна и Стива оказался улучшенный движок Wolfenstein 3D. Именно благодаря тесному сотрудничеству с id Software на свет появился культовый фэнтезийный шутер Heretic, а чуть позже – полноценный спин-офф (или, как считают фанаты, неофициальный сиквел) Hexen.

Постепенно Raven Software растет вглубь и вширь, а игры из ее недр появляются пачками. В 1997 году выходит Hexen 2 на базе движка Quake, чуть позже — изометрический экшен Mageslayer, а на горизонте уже маячит Heretic 2. К этому времени студия переходит под крыло Activision, после чего в 2000 году выпускает прорывной шутер Soldier of Fortune, ошарашивший публику натуральной расчлененкой и галлонами кровищи.

Дальше дела компании шли только в гору. Студия выпускает несколько игр по вселенным Star Trek и Star Wars (шутер Star Trek: Voyager – Elite Force до сих пор считается лучшим в игровой вселенной), после чего начинает работу над более «приземленным» циклом X-Men. В 2005 году Raven Software преподносит сюрприз: благодаря старой дружбе с id Software братья выпускают Quake 4 – достойный своих предшественников шутер на базе движка Doom 3.

Начало конца

Но ничто не вечно под Луной, и это, к сожалению, касается культовых студий. Падение Raven Software началось с весьма посредственного X-Men Origins: Wolverine, ускорилось после выпуска в 2009 году неудачного Wolfenstein и закончилось грохотом разбитых надежд после выхода Singularity – вроде бы неплохого шутера, который не смог конкурировать с новичками жанра ввиду полной вторичности идей. Сразу после выхода игры в 2010-ом была уволена масса сотрудников и с тех пор Raven Software используется как мальчик на побегушках при Infinity Ward, которая занимается серией Call of Duty.

Впрочем, надежда умирает последней. В 2015 году в официальном Твиттере студии появилась надпись «Мы возвращаемся». Оказалось, речь идет о новом полноценном проекте – сиквеле или переиздании (тут мнения пока расходятся) Singularity. Твит взбодрил обильную армию поклонников и теперь тысячи фанатов творчества «Ворон» с нетерпением ожидают «камбэка» легендарной студии.

Singularity